США берут под контроль цены на нефть: как это отразится на Азербайджане - АНАЛИТИКА

Кардинальные изменения мирового нефтяного рынка, по версии CERA (Cambridge Energy Research Associates), не оставляют надежд на восстановление цен на нефть на максимальных уровнях. Как заявил директор CERA по исследованиям Виталий Ермаков, слова которого приводит Fineko/abc.az, нынешний глобальный кризис имеет важное отличие от предыдущих кризисов: впервые за многие годы остро стоит вопрос о кардинальном изменении механизма балансировки мирового нефтяного рынка.
 

"В прошлом эта важнейшая функция принадлежала главным образом странам OPEC при решающей роли в этом процессе Саудовской Аравии как страны, обладающей огромными свободными добычными мощностями и самыми низкими в мире затратами на добычу, а также способной останавливать и снова запускать скважины без значительных потерь для их дебетов. Появление нового гигантского источника предложения - нефти плотных пород - и резкий рост ее добычи в Северной Америке поставил Саудовскую Аравию перед выбором: продолжать балансировать глобальное предложение или попытаться переложить выполнение этой функции на производителей нетрадиционной нефти из США. Перекладывая функцию балансировки нефтяного рынка на производителей нефти плотных пород в США, страны OPEC одновременно дают им в руки мощное оружие, которое США, несомненно, смогут использовать с выгодой для своей экономики", - полагает Ермаков.
 

По его мнению, механизм балансировки в этом случае будет другим - у США появится возможность поддерживать уровень цен, который предоставит им максимальные преимущества с точки зрения баланса интересов потребителей и производителей нефти.
 

С технологической и проектной точки зрения нетрадиционная нефть может успешно выполнять функцию балансирования добычи (production swing). "Включение/выключение" добычи, необходимое для балансировки, становится простой функцией инвестиций в осуществление необходимых технических мероприятий, которые, в условиях конкурентного рынка и отсутствия принципиальных ограничений по наличию оборудования и финансированию будут зависеть от экономической рентабельности проектов в ситуации текущих рыночных цен. Иными словами, если проект способен окупить капитальные и операционные издержки и обеспечить приемлемый уровень возврата на инвестиции (в США это 10-12%) при достаточно консервативных допущениях по уровню расчетных цен в их отношении к текущим, то он сможет получить проектное финансирование и осуществлять добычу. С другой стороны, прекращение технических мероприятий по добыче в случае нефти плотных пород ведет к обвальному падению дебетов.
 

По словам эксперта, ряд исследований свидетельствует о наличии широкой дифференциации по затратам среди производителей нетрадиционной нефти: примерно 25% новых скважин рентабельно при ценах на нефть сорта WTI $40 за баррель и ниже; около 20% - от $41 до $60; еще 25% - от $61 до $80; около 30% - при ценах свыше $80.


"Иными словами, менее половины новых скважин в США рентабельны при текущих ценах $60, но очень многие могут быть "включены" при относительно небольшом повышении цены до $70 за баррель. В отличие от "ручного управления" OPEC, на конкурентном американском рынке процесс балансировки добычи и спроса в силу наличия множества игроков и широко распространенной практики хеджирования цен будет, вероятно, приводить к перманентным локальным кризисам перепроизводства. При этом учащение цикличности на стороне предложения в силу смены механизма балансировки должно найти свое выражение в формировании ценовых трендов с большей частотой колебаний по отношению к средней циклической цене, чем это имело место в прошлом", - полагает Ермаков.
 

По его мнению, абсолютная амплитуда таких колебаний будет ниже: в случае "рыночного" разрешения дисбалансов производителями нетрадиционной нефти в Северной Америке можно ожидать, что балансировка будет более плавной, так как основную роль будут играть экономические факторы, а роль политических факторов уменьшится.

Что касается азербайджанской нефти и цен на нее, то на прошедшей неделе средняя цена на нефть сорта AZERI LT, которую Азербайджан продает через турецкий порт Джейхан и грузинские Батуми и Супса на базисе CIF (в порту получателя) в итальянском порту Аугуста, составила 64,14 доллара за баррель, немного подорожав по сравнению с концом мая. Максимальная цена азербайджанской нефти составила $65,9 за баррель.
 

Но страна готова к любым колебаниям цен. Конечно, в первую очередь, потому, что уже несколько лет в Азербайджане проводится политика диверсификации экономики и снижения доли нефтяного сектора в ВВП и доходах. И не просто проводится, но и приносит конкретные результаты. Кроме того, Азербайджан застраховался и в бюджетном смысле: если в текущем году в государственном бюджете заложена цена на нефть в 90 долларов за баррель, то уже в будущем году эта цифра установлена на отметке в 50 долларов. Это позволит эффективнее рассчитывать баланс между государственными расходами и поступлениями. Прогнозы экспертов говорят, что баррель будет стоить не менее 60 долларов? Азербайджан уже готов к этому.
 

Говоря о том, что будет с нефтяными котировками в будущем, эксперт отметил, что на уровне рабочей гипотезы можно говорить о формировании коридора мировых цен на основе диапазона затрат тех проектов в Северной Америке, которые необходимы для обеспечения мирового баланса спроса и предложения. "Сейчас это примерно $60-80 за баррель. Одновременно можно предположить более частые колебания цены в рамках этого коридора. В результате происходящей на наших глазах перезагрузки "нефтяной матрицы" мы станем свидетелями появления новых победителей и проигравших на мировой нефтяной арене, а также формирования новых правил игры. При этом, в зависимости от глубины и продолжительности кризиса, трансформация отрасли и адаптация экономик стран-производителей к новым условиям может пойти как по эволюционному, так и по более радикальному пути", - указывает Ермаков.