Ичеришехер всегда жил по своим законам, которые придавали нашей жизни неповторимый аромат

Сегодня исполняется 89 лет со дня рождения видного представителя национальной композиторской школы, кавалера государственных орденов "Шохрат" и "Шараф", народного артиста Азербайджана Хайяма Мирзазаде, сообщает Day.Az.

"Я прожил одной жизнью - жизнью музыканта, педагога, жизнью пишущего, мыслящего человека, композитора... У меня всегда была одна линия: чистота в сердце, чистота в искусстве, чистота в жизни", - говорил Хайям Мирзазаде, который при жизни стал классиком национальной музыки. Его портреты, в том числе скульптурные, создавали выдающиеся мастера, среди которых были Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Микаил Абдуллаев, Токай Мамедов и Азад Зейналов.

"Мало вы найдете в мире композиторов, которые бы в возрасте писали музыку такую же, как в молодые годы. Хотя возрастная музыка бывает более экономная, отточенная. А молодая музыка - это порыв, как весна. Сравните музыку раннего Бетховена с его более поздними произведениями. Это большая разница. Той яркости, того свежего воздуха, которые были в молодости, к концу жизни у него уже нет. Я, по крайней мере, не чувствую. Это касается и некоторых других композиторов... Сейчас модно называть классиками, корифеями. Это комплименты, которые делают человеку, чтобы ему было приятно. Если полотна художника после его смерти показывают, писателя печатают, а композитора играют - значит, это классик. А при жизни в искренность, с какой произносится слово "классик", верить нельзя", - говорил композитор.

Хайям Мирзазаде родился 5 октября 1935 года в старинной части Баку - Ичеришехер.

Из воспоминаний: "Ичеришехер всегда жил по своим законам, которые придавали нашей жизни неповторимый аромат. Сейчас спроси - кто твой сосед? Никто не знает. А тогда тебя могла остановить соседка и спросить: "А что это у вас вчера было? У вас свет горел до поздней ночи, и было шумно?" В Крепости тогда не было решеток - они делались только на первом этаже и в подвалах, да и то только для того, чтобы туда не попадали собаки и кошки.

У нас были замечательные люди, которые имели большой вес внутри Крепости, причем это были не седые старцы, а молодые ребята. Мы жили по своим внутренним законам, очень твердым и строгим. Если, например, кто-то забывал поздороваться, то это сразу же осуждалось: "Ты смотри! Сын или внук такого-то не поздоровался!" Это было недопустимо - надо было сказать "Салам" каждому, кого встречаешь.

Аромат прежней Крепости - это не запахи, а узкие улочки, на которых были прекрасные старинные дома, древние мечети, медресе и бани, которых было очень много. Ведь под старым городом текли подземные реки, из которых семь были питьевыми, а пять использовали для хозяйственных нужд... А когда я захожу в Крепость и тихо брожу по сохранившимся закоулкам старого города, воспоминания толпами осаждают меня. Я медленно иду по родной улице, на которой родился и вырос, куда с фронта вернулся мой раненый отец и где закончились его земные дела и дни, и терпкий запах цветущих деревьев воскрешает все, что было связано с этим местом, с далеким моим детством".

Одним из его любимых мест был Бульвар.

"Бульвар был самым популярным местом отдыха. Бакинцы назначали друг другу встречи около парашютной вышки или около здания Азнефти...Для меня Баку всегда был музеем, и я получал от бульвара точно такое эстетическое наслаждение, как и от посещения филармонии или музея искусств. У меня было потрясающее детство - моя бонна ежедневно водила меня на бульвар, и покупала вкуснейшие сдобные булочки в виде птички с глазком из кишмиша, а запивалась эта прелесть свежайшим прохладным мацони. Мы гуляли и смотрели на лодочные прогулки с музыкантами. Это вообще было дивно! Тогда в лодках сидели не только пассажиры, но и три музыканта, и это входило в стоимость билета. В бухте всегда было много парусных лодок, яхт, швертботов", - рассказывал Хайям Мирзазаде.

В 1957 году он окончил Азербайджанскую государственную консерваторию (сейчас - Бакинская музыкальная академия имени Узеира Гаджибейли). Хайям Мирзазаде - ученик великого композитора Гара Гараева. С 1957 года преподавал в Азербайджанской государственной консерватории. С 1969 по 1983 годы - заведующий кафедрой композиции Азербайджанской государственной консерватории.

"Учился я в "десятилетке", которая тогда находилась в Консерватории. Директором этой школы была выдающаяся просветительница и соратница Узеир бека, Кокеб ханум Сафаралиева. Я открывал двери этого здания шестьдесят пять лет - десять лет, когда учился в школе, пять - в Консерватории, и полвека там работал. Практически каждый вечер мой педагог по скрипке, Михаил Владимирович Рейтих, концертмейстер симфонического оркестра, брал меня с собой на концерты в филармонию.

Баку был и остается по-настоящему интернациональным городом, и это прекрасно отражается на всех сферах нашей жизни, потому что нельзя жить без взаимосвязи и взаимопроникновения с другими народами и культурами", - вспоминал композитор.

Хайям Мирзазаде около 50 лет жизни посвятил педагогической деятельности, передавая накопленные знания и опыт своим ученикам, творчеством которых интересовался и по завершении их учебы. До последних дней своей жизни он писал музыку и давал советы своим выпускникам. Хайям Мирзазаде - человек широкого кругозора, неравнодушный ко всем проявлениям современной отечественной культуры, был в том числе большим почитателем изобразительного искусства Азербайджана.

"Однажды, узнав, что у меня есть картины таких-то художников, меня попросили продать. Но все картины мне одинаково дороги. Однако некоторые работы я отдаю сестрам, сыновьям. В основном, я собираю азербайджанских художников, но есть и русские, немного фламандских мастеров", - говорил композитор.

Хайям Мирзазаде - один из тех редких композиторов, что нашли свой симфонический язык и стиль, создав большое количество уникальных образцов камерной, драматической и киномузыки. Среди них - "Триптих", "Очерки-63", "Пианто", "Концерт для скрипки с оркестром"; музыка к фильмам "Семеро сыновей моих", "Наша улица", "Дачный сезон" и т.д. Произведения были представлены в Австрии, Великобритании, Венгрии, Нидерландах, Германии, Италии, Франции и других странах мира. Он создавал музыку от души и для души. Скончался 30 июля 2018 года.

"Я не пишу музыку для обывателя, не люблю писать музыку для прохожего с улицы. Я пишу для подготовленного, образованного, интеллигентного читателя, мыслящего, слушателя. Потому что образованный человек - это воспитанный интеллектуал, который является представителем мировой культуры", - говорил Мастер музыки.

Память о выдающемся композиторе, талантливом педагоге и искреннем человеке Хайяме Мирзазаде будет вечно жить в наших сердцах.

При подготовке статьи использованы материалы из открытых источников в интернете.