Российский политолог о возможности возобновления войны за Карабах в 2013 году
Интервью Day.Az с экспертом Ассоциации военных политологов России, кандидатом политических наук Александром Перенджиевым. - Как вы можете оценить в целом процесс урегулирования карабахского конфликта, и какую позицию по нему в этом году займет РФ - она будет активным посредником или станет пассивно наблюдать за развитием ситуации?

- Сейчас в международной политике все стало таким взаимосвязанным, что позиция официальной Москвы в отношении Нагорного Карабаха во многом будет определяться складывающимися отношениями России с Европейским Союзом и США. И, судя по последним публичным заявлениям российских военных руководителей на научной конференции в Академии военных наук, Россия не исключает того, что против нее в ближайшее время может быть применена военная сила. Но вооруженные силы РФ, как заявил начальник Генштаба В.Герасимов, "к крупномасштабной войне готовы".

То есть, активность официальной Москвы в отношении Нагорного Карабаха будет во многом зависеть от того, насколько события вокруг этой непризнанной республики будут влиять на военную безопасность РФ, по оценке ее руководителей. Я лично не исключаю вариант силового вмешательства России в случае возобновления активной фазы вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией.

Таким образом, можно предположить, что в случае дальнейшего продолжения относительного затишья в армяно-азербайджанском конфликте Россия не будет предпринимать каких-либо кардинальных шагов. Но в случае обострения обстановки может пойти на крайние меры в отношении примирения противоборствующих сторон.

- Какова вероятность военного сценария решения конфликта в этом году?

- Пожалуй, вероятность подобного сценария в этом году возрастает. Это может произойти в случае, когда официальный Баку придет к выводу о том, что других вариантов решения проблемы Нагорного Карабаха для него попросту не существует. А ведь все участники Минской группы действительно заняты другими проблемами: выяснениями отношений между собой, борьбой с международным терроризмом и с неугодными режимами. Не последнюю роль здесь может сыграть дальнейшее обострение социально-экономических и социально-политических проблем в США и европейских государствах, борьба с внутренней оппозицией и т.д.

Однако пока есть и влиятельные международные структуры, которые могут не допустить развития армяно-азербайджанского конфликта в сторону активной вооруженной стадии. Появление военного сценария между Ереваном и Баку противоречит планам НАТО в отношении Ирана. То есть, если кому и выгодно развитие подобного военного сценария, так это, пожалуй, только Ирану.


- Как в ближайшее время, по-вашему, будут развиваться азербайджано-российские отношения, с учетом недавнего ухода РФ из Габалы?

- Если смотреть внешне, то отношения с Азербайджаном у российского руководства как бы ушли с первых мест определения приоритетности внешней политики. Но это впечатление обманчивое. В ближайшее время официальной Москве придется согласовывать свои позиции с Баку по многим значимым вопросам мировой политики и проблемам международной безопасности.

Развитие событий в Сирии и вокруг нее показало, что Россия не намерена мириться с возможным серьезным ослаблением своего влияния на Ближнем Востоке, ущемлением своих экономических интересов в Сирии, возможной потерей единственной за рубежом военно-морской базы. А главное - появлением на Арабском Востоке еще одной "беспредельной" территории, то есть наподобие того, что происходило в Ираке после свержения Саддама Хусейна, в Ливии - после убийства Каддафи. А последствия последнего события самым серьезным образом "аукнулись" на обстановке в Мали и Алжире.

Кстати, как уже показала политическая практика, от разрушения существующих в мусульманском мире политико-властных режимов страдают не только жители этих стран и соседних с ними государств. Последствия разрушения стабильности несут горе и смерть и представителям западных стран, в том числе гражданам США.

В существующих условиях стало происходить сближение позиций России и Ирана, и возможно, в том числе, и Китая, по некоторым вопросам международной безопасности, которая стала отличной от позиций других стран. Косвенным доказательством этого является неопределенность по поводу места и срока проведения следующего раунда переговоров по иранской ядерной проблеме по формуле "шесть+Иран".

В этих условиях для официальной Москвы становится весьма важной позиция и роль Азербайджана в урегулировании не только сирийского конфликта, но и в отношении Ирана. Однако, в свою очередь, уход российских военных из Габалы способствовал тому, что для официального Баку значение России во внешней политике снизилось. И одновременно, на первое место в российско-азербайджанских отношениях снова стали выходить проблемы распределения углеродных ресурсов, строительства трубопроводов, использования Каспия. Ну, а проблема вокруг Нагорного Карабаха вообще никуда не девалась.

Таким образом, российско-азербайджанские отношения в настоящее время складываются непросто, имеют тенденцию к усложнению. Но в то же время, стороны будут вынуждены поддерживать активный диалог по основным ключевым проблемам своих взаимоотношений.


- Россия продолжает поставлять в Армению вооружение. Может ли оно быть использовано в случае возобновления военного конфликта в Нагорном Карабахе?

- Мне лично трудно представить ситуацию, когда во время вооруженного противоборства военнослужащие армянской армии оставят на месте российское вооружение и будут применять в бою какое-то иное. Как впрочем, подобную картину не могу представить и в отношении военнослужащих азербайджанской армии. Если то или иное вооружение состоит на балансе той или иной армии, оно полностью используется вооруженными силами этой страны в своих целях.
 

- Меньше чем через месяц в Армении состоятся президентские выборы. Хотелось бы услышать ваш прогноз относительно их итогов?

- Думаю, что каких-либо сюрпризов не будет и победит действующий глава государства Серж Саргсян. Вряд ли ему смогут составить серьезную конкуренцию даже бывший премьер-министр, лидер партии "Свобода" Грант Багратян и экс-глава МИД, председатель правления партии "Наследие" Раффи Ованнисян. Я уже не говорю о бывшем советском диссиденте и эпосоведе. Так что внешняя политика Армении вряд ли претерпит какие-либо изменения.