Армения исчерпала лимит российской благотворительности

Наверное, среди анекдотов есть и такие, которые вполне могут претендовать на статус притчи, пусть короткой и смешной, но не лишенной философского смысла. Потому как вопрос "А что будешь делать, когда стенка закончится?" - явно адресован не только изрядно "перебравшим" любителям горячительных напитков. Все "стенки", за которые можно удержаться, рано или поздно заканчиваются, - это аксиома. Как и то, что вариантов в этом случае немного: подождать, пока хмель улетучится, и топать самостоятельно. Без шишек в этом случае, конечно, не обойтись, но... что поделать? И уж совсем нелогично на эту самую стенку обижаться.
Все "стенки", за которые можно удержаться, рано или поздно заканчиваются, - это аксиома
Только вот в сегодняшней Армении, судя по всему, повели себя именно так. Обиделись на "стенку", которая так некстати закончилась. Точнее, вовсю тиражируют "обидки" на Россию, которая, по местной версии, ну никак не желает решать многочисленные проблемы Армении, причем решать исключительно по ереванскому сценарию, все и сразу.
Здесь, пожалуй, необходимо отступление. Оценивать эффективность межгосударственных связей - дело вообще неблагодарное. Подсчитать и оцифровать можно, скажем, внешнеторговое сальдо или объемы инвестиций, но это лишь штрихи в общей картине и не более того. Но с какими мерками не подходить к отношениям России и Армении, очевидно, что Москва оказывала и оказывает Еревану впечатляющую поддержку во многих сферах, и насколько эти политические "инвестиции" окупаются с точки зрения российских же интересов, - вопрос открытый. Тем не менее, напомним. Россия дарит этой стране по миллиарду долларов в год только за счет "обнуления пошлин" на нефть, газ и необработанные алмазы. Взяла на себя за долги заботу о практически всей ереванской инфраструктуре без реальных шансов заработать на эксплуатации местных железных дорог, газовых сетей... Перечислять всю "политическую благотворительность" России в Армении можно до бесконечности.
Но в Ереване от Москвы, судя по всему, явно ждали и ждут большего. За много десятилетий до того, как в канонах марксизма-ленинизма появился известный постулат насчет того, что "идеи, овладев массами, превращаются в реальную силу", французский дипломат Шарль-Морис Талейран выразился на этот счет насколько цинично, настолько же и метко: "В политике то, во что люди верят, важнее того, что является правдой".
В Ереване, похоже, до последнего дня не сомневались, что Москва ну просто обязана разрешить все мыслимые и немыслимые "вопросы", касающиеся Армении, причем по самому лестному для Еревана сценарию
Кто и когда уверил сегодняшних ереванских "политтехнологов", что все проблемы Армении решать должна Россия, уже и не узнать, но в Ереване, похоже, до последнего дня не сомневались, что Москва ну просто обязана разрешить все мыслимые и немыслимые "вопросы", касающиеся Армении, причем по самому лестному для Еревана сценарию. Поддержать, к примеру, притязания на Карабах, денонсировать договор с Турцией о границе, двинуть свои войска в наступление, чтобы те реализовали мечту о "Великой Армении"... Ну и кое-что по мелочи: возродить комбинат "Наирит", к примеру. О том, что "Роснефти", попавшей под западные санкции, сейчас не до "Наирита", в Ереване не задумались. И совершенно не ждали, что у России обнаружатся свои интересы, от поставок оружия в Азербайджан за "живые" деньги до необходимости сохранить союзнические отношения не только с Арменией, но и Казахстаном и Беларусью, чьи лидеры на саммите ЕАЭС заявили прямо: Армения может вступить в этот союз исключительно в своих международно признанных границах. Гласно выступать против такой формулировки не станет ни один ответственный политик.
И нынешний "тайм-аут", который взяли в Ереване по вопросам вступления в ЕАЭС, более всего напоминает шок и растерянность. Здесь могут, конечно, собрать за одним столом так называемого "премьер-министра" Нагорного Карабаха, добавить нескольких депутатов и политологов, которые эмоционально порассуждают на тему "уступать не будем, землю не освободим, и вообще это мы будем решать, где проходят границы". Только вот придать должный оптимизм согражданам, в том числе в карабахском вопросе, здесь уже не могут. Расклад сил в регионе неудержимо меняется, причем и в экономике, и на внешней арене, и в военной сфере, и меняется он не в пользу Еревана.
Азербайджан наращивает свой военный и экономический потенциал, да еще к тому же в Баку не скрывают: если переговоры не дадут результата, наша страна использует все законные методы для восстановления своей территориальной целостности. И можно понять, как эти заявления воспринимаются в Ереване: Сейран Оганян может, конечно, рассуждать об "уникальном боевом духе" армянской армии и говорить о том, что "воюет не оружие, а люди", но периодические приступы паники в приграничных районах на фоне слухов о проникших из Азербайджана "диверсантах" - это слишком однозначная информация к размышлению.
Сейран Оганян может, конечно, рассуждать об "уникальном боевом духе" армянской армии и говорить о том, что "воюет не оружие, а люди", но периодические приступы паники в приграничных районах на фоне слухов о проникших из Азербайджана "диверсантах" - это слишком однозначная информация к размышлению
В защиту "доблестной армянской армии" по ту сторону линии фронта не верят. В Ереване уповали и продолжают уповать на Москву, но здесь одно разочарование следует за другим. Причем в Ереване готовы валить в одну кучу и поставки Азербайджану оружия, и саммит ЕАЭС, где Россия не стала возражать Казахстану, и даже арест в Москве Левона Айрапетяна, который, дескать, занимался благотворительностью в оккупированном Карабахе. Из чего следует все один и тот же вопрос: Армения по-прежнему находится под покровительством Москвы или там сменили ориентиры? И если ориентиры сменились, то... что теперь делать? Как выживать?
В политологическом сообществе еще не теряют надежды "отрихтовать" политику Москвы. И вот уже армянский политолог Ричард Киракосян в одном из интервью на полном серьезе рассуждает: Россия, дескать, ну совсем не уважает Армению, продает оружие такому-сякому Азербайджану, арестовывает Айрапетяна, и вообще союзники так себя не ведут. После чего советует Армении "стать самодостаточной" и "научиться говорить "нет"" некоторым российским предложениям. И уже открыто обвиняют официальный Ереван за то, что там этим советам не следуют.
Но профессиональные политики понимают: сегодня Армения вряд ли сможет стать самодостаточной: без восстановления нормальных отношений с экономическим лидером региона - Азербайджаном это вряд ли возможно. Сказать "нет" российским предложениям попытаться, конечно, можно, и выглядеть это будет достаточно эффектно, только вот это самое "нет" будет относиться и к "льготным" ценам на газ и нефть, без которых армянская экономика попросту "схлопнется". А значит, остается одно: демонстрировать "обидки", плакать и капризно топать ногами, рассчитывая, что вдруг что-то и удастся "выплакать".
Впрочем, на то, что эта тактика окажется успешной, не верят уже и в Ереване.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре