Бред от Еревана: Саргсян собрался завести Великий Шелковый путь в тупик

Вялотекущей истории с "многострадальным" проектом железной дороги Иран-Армения в Ереване пытаются добавить оборотов. Надежда, как известно, умирает последней, и сегодня власти соседней страны закинули новую удочку, рассчитывая, что кто-нибудь да попадется на крючок.

И на этот раз на крючок в Армении рассчитывают поймать не какую-то мелочь, а сам Китай.

На этот раз на крючок в Армении рассчитывают поймать не какую-то мелочь, а сам Китай.

Побывавший на днях в КНР президент Армении Серж Саргсян, уцепившись за инициативу Пекина о возрождении Великого Шелкового пути, попытался развернуть вопрос, как говорится, к армянским интересам лицом, а ко всему остальному - задом. Саргсян выразил надежду, что та самая несуществующая пока что дорога Иран-Армения станет частью ВШП. И более того - что китайская сторона примет активное участие в ее строительстве. Можно уточнить - в строительстве армянского участка, потому что именно у Еревана, как всегда, много желаний и никаких возможностей.

Побывавший на днях в КНР президент Армении Серж Саргсян, уцепившись за инициативу Пекина о возрождении Великого Шелкового пути, попытался развернуть вопрос, как говорится, к армянским интересам лицом, а ко всему остальному - задом

Напомним, что стоимость строительства железной дороги Иран-Армения составит около $3.5 млрд. согласно ТЭО инвесткомпании "Расиа" ФЗЭ, базирующейся в ОАЭ. О прокладке железной дороги Иран-Армения было заявлено еще в 2008 году, но, спустя семь лет, она все еще остается лишь проектом.

Первоначально начало работ планировалось на первый квартал этого года. Но позднее гендиректор ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" Виктор Ребец несколько сдвинул сроки до середины 2015 года. При этом указав, что строительство может начаться не раньше этого срока и то при "благоприятном стечении обстоятельств и всех конъюнктур".

Помимо армянских надежд на чужие деньги, в этом вопросе есть еще немало интересных моментов. По сообщениям армянских СМИ, в официальном сообщении о сделке говорилось, что финансирование, проектирование, прокладку и эксплуатацию железной дороги будет осуществлять та самая "Расиа" ФЗЭ. Однако, находясь в Ереване, Виктор Ребец заявил, что "будущая эксплуатация этой дороги по предварительному соглашению будет входить в функциональные обязанности ЮКЖД". В Армении гадают - что бы это значило и не постигнет ли железную дорогу судьба армяно-иранского газопровода, сразу после прокладки переданного на баланс "Газпрома"?
 

В Армении гадают - что бы это значило и не постигнет ли железную дорогу судьба армяно-иранского газопровода, сразу после прокладки переданного на баланс "Газпрома"?

Кроме того, дорога обойдется недешево. Таких денег у Армении в помине не было. Много ли найдется желающих потратиться со стороны? Ведь с точки зрения выгоды проект очень сомнителен. В условиях закрытых границ с Турцией и Азербайджаном и нефункционирования абхазского участка грузинской железной дороги, проект фактически превращается в бесполезную трату денег. Указанные факторы, учитывая ситуацию и политические развития, судя по всему, будут устранены не скоро. Значит, для того, чтобы заинтересовать инвесторов, Еревану придется очень постараться. Ему придется применить всю свою изворотливость и изобретательность, чтобы доказать, что эти рельсы и шпалы могут представлять какую-то экономическую или политическую ценность.

Ну, и еще одно, главное обстоятельство, делающее прокладку железной дороги по территории Армении в качестве участка некоего международного проекта, бессмысленной. "Непонятно, как Армении заинтересовать Иран своей железной дорогой при том, что Азербайджан уже завершает свою", - заметил как-то в беседе с журналистами армянский экономист Ваагн Хачатрян. Действительно - как?

Кстати, на вопрос, насколько для РФ целесообразно и практично строительство еще одной дороги в Иран через Армению, когда на практической стадии реализации находится проект железной дороги Россия-Азербайджан-Иран, президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин ответил, что "исходя из наших расчетов, экономической целесообразности в этом нет"...
 

В Армении все еще тешатся надеждами решить вопрос за счет... антироссийских настроений Запада. Там рассчитывают, что по мере падения значимости России будет повышаться значимость Армении

Правда, в Армении все еще тешатся надеждами решить вопрос за счет... антироссийских настроений Запада. Там рассчитывают, что по мере падения значимости России будет повышаться значимость Армении. В связи с чем, армянская дорога может при благоприятных для армян обстоятельствах пойти по территории Грузии в обход ЮКЖД и российских интересов. Рассчитывают также на повышение недоверия к Азербайджану и Турции, которые, как мечтают в армянском экспертном сообществе, могут быть отодвинуты в сторону, и основным маршрутом Великого Шелкового пути на Кавказе станет Армения...

Ереван, похоже, не на шутку размечтался о просторах Азии. Сегодня все усилия брошены в китайском направлении. В Армении, поразмыслив, решили, что будущее за Китаем, а значит, следует переориентировать армянский рынок и экспорт, и как можно скорее. Что она может предложить Китаю, кроме своей фольги и нелегитимного коньяка - вопрос. Ну, и еще своей тупиковой железной дороги в качестве участка глобального проекта.
 

Но одного наши соседи не учитывают: Армения никогда не была частью исторического Великого Шелкового пути. Почему? Да просто потому, что в те времена ее на занимаемой ныне территории и в помине не было

Но одного наши соседи не учитывают: Армения никогда не была частью исторического Великого Шелкового пути. Почему? Да просто потому, что в те времена ее на занимаемой ныне территории и в помине не было.

А станет ли она частью нынешнего масштабного проекта - зависит только от ее поведения и умения ладить с соседями.