На востоке Европы паника, а на юге - Азербайджан

Страсти относительно поставок газа на европейский рынок не перестают утихать. Одна новость сменяет другую... Казалось бы, хоть по одному проекту Европейский союз и Россия пришли к общему знаменателю, но не тут-то было. Подписание акционерного соглашения по проекту "Северный поток-2" (СП-2) вызвало резонанс в самой Европе.  

Как пишет Gazeta.ru, газопровод "Северный поток-2" угрожает Польше. Так считают сами поляки, хотя, по словам экспертов, от введения СП-2 Польша (в отличие от Украины и Словакии, которые тоже выступают против проекта) никак не пострадает. Впрочем, говорить о реальности новой газовой трубы пока рано, так как до сих пор нет решения по строительству принимающей инфраструктуры в Германии.

К противникам российского газопровода "Северный поток-2" присоединилась Польша. Польский президент Анджей Дуда по итогам саммита "Вышеградской группы" (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) в пятницу заявил, что проект скорее геополитический, так как экономические его выгоды сомнительны. Президент Польши отметил, что сейчас недостатка в газотранспортных мощностях нет, а следовательно, нет и необходимости в строительстве новых. "Это необыкновенно дорогостоящая инвестиция, а кроме того, как мы знаем, нынешние газопроводы из России в Европу используются не полностью", - указал Дуда.

Президент Польши заявил, что "СП-2" "представляет угрозу для безопасности Украины, Словакии, Польши и ряда других европейских стран".

Нужно напомнить, что совсем недавно "Газпром" и пять европейских компаний (германская BASF, французская ENGIE, австрийская OMV, германская E.ON и британо-нидерландская Royal Dutch Shell) подписали акционерное соглашение по проекту газопровода "Северный поток-2" (СП-2), который призван снизить зависимость от транзита через Украину. То есть, если вдруг транзит через Украину будет сведен к нулю, у Европы будет возможность получать газ в достаточных объемах через Германию.

"СП-2" является составной частью стратегии российского газового монополиста "Газпрома" по обходу территории Украины в рамках поставок газа на европейский рынок. Первоначально предполагалось, что избавиться от украинского транзита поможет газопровод "Южный поток", который должен был обеспечить выход российского газа в Европу через территорию Болгарии, но в декабре прошлого года российская сторона под давлением Еврокомиссии объявила о закрытии проекта.

После отказа от "Южного потока" российская сторона с целью выхода на Грецию и создания газового хаба на турецко-греческой границе объявила о планах по строительству газопровода в Турцию. Мощность трубы, получившей название "Турецкий поток", должна была составить 63 млрд кубометров. Однако подписание окончательного соглашения затянулось, отношения России с Турцией обострились, и в итоге "Газпром" на прошлой неделе заявил о том, что мощность газопровода сокращается в два раза.

"Южному направлению мы, конечно, уделяем большое внимание в рамках нашей стратегии диверсификации транспортных маршрутов. В настоящее время можно говорить о том, что мощность "Турецкого потока" может быть до 32 млрд кубометров газа. С учетом тех решений, которые у нас приняты на севере, это та реалистичная позиция, по которой мы будем работать в самое ближайшее время", - сказал глава "Газпрома" Алексей Миллер.

Говоря о решениях, принятых на севере, Миллер имел в виду подписание акционерного соглашения по "Северному потоку-2".

Однако, как пишет Gazeta.ru, проект СП-2 вызвал резкую критику со стороны стран-транзитеров российского газа. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк назвал проект не только антиукраинским, но и антиевропейским, заявив, что в случае его запуска Украина потеряет $2 млрд в год транзитных доходов. Украинский премьер также выразил надежду на то, что Еврокомиссия и страны - члены Евросоюза не допустят реализации проекта. Высказалась по этому поводу и Словакия, являющаяся следующим транзитером российского газа после Украины. По словам словацкого премьера Роберта Фицо, европейские компании, заключившие с "Газпромом" акционерное соглашение по СП-2, "предали Словакию как члена Евросоюза".

Если позиция Украины и Словакии аргументированна, то заявления Дуды об угрозе Польше со стороны СП-2 выглядят необоснованно, пишет российское издание.

"Транзит российского газа через Польшу идет по трубе Ямал - Европа, проходящей через Беларусь, - поясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. - Введение СП-2 и отказ "Газпрома" от украинского транзита на Польше никак не скажутся".

Кстати, по словам Танкаева, и первый "Северный поток" запускался в том числе потому, что Польша не давала развивать экспорт по трубе Ямал-Европа. "Например, одним из условий поляков были неконтролируемые тарифы на транзит", - рассказывает эксперт.

Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов говорит, что "Северный поток-2" действительно можно назвать скорее политическим проектом.

"С точки зрения экономики и прогнозов по потреблению газа в Европе вопрос о заполнении СП-2 вызывает сомнения, - отмечает эксперт. - Сейчас не самое лучшее время, чтобы вкладываться в новую инфраструктуру".

Да, действительно, акционерное соглашение по проекту "СП-2" уже подписано, но его не недостаточно. Еще предстоит получить необходимые разрешения от государств Балтии, кроме того, остается нерешенным вопрос о том, кто будет строить и контролировать принимающую инфраструктуру в Германии.

То есть, говорить о реальности второго "Северного потока" можно будет только тогда, когда будут приняты инвестиционные решения по строительству новых газопроводов в Германии - OPAL 2 и NEL 2.

Дело в том, что инфраструктуры для приема новых объемов российского газа на суше пока нет. Действующие газопроводы OPAL и NEL используются под газ, поставляемый по СП-1, причем используются не полностью. К примеру, в случае с действующим "Северным потоком", Европейская комиссия запрещает "Газпрому" использовать на полную мощность газопровод OPAL, который является продолжением СП, считая это нарушением антимонопольного законодательства ЕС.

Вообще, украинский вопрос сильно ударил по газовым отношениям Европы и России.

Дело в том, что для стран-импортеров газа важна надежность источника и маршрута поставок, а для стран-экспортеров - стабильный рынок сбыта. Но важным звеном между покупателями и экспортерами газа являются страны-транзитеры. Порой нестабильность транзитных условий ставит под угрозу весь процесс поставок газа. Как это и происходит в случае с Украиной.

Если в 2008-2009 годах газовый конфликт между Украиной и Россией имел экономический окрас (коммерческий спор о долгах, ценах и поставках, а также транзите газа через Украину), то сейчас противостояние между двумя странами носит политический характер. Природа проблем, в принципе, не имеет значения, главное, что они ставят под угрозу поставку газа покупателям (в данном случае - европейским).

Как уже отмечалось выше, целью реализации "Южного потока" и проекта строительства трубы в Турцию является обход территории Украины. И когда уже речь пошла о проекте "Турецкий поток", российский "Газпром" заговорил о том, что может и не продлить контракт по транзиту газа в Европу через украинскую территорию после 2019 года. Кстати, ухудшение отношений между Турцией и Россией в связи с действия последней в Сирии значительно ударили и по "Турецкому потоку", который, можно сказать, окончательно сдулся.

Усилия, которые были предприняты Европейским союзом в рамках газового противостояния с российской стороной, дали результаты. "Южный поток" провалился, Турецкий поток" находится в подвешенном состоянии и неизвестно, что будет с ним дальше. Однако, это не означает, что южное направление останется пустовать, ведь здесь главная роль отведена азербайджанскому газу, который откроет Южный газовый коридор и позволит ЕС выйти и на другие новые источники в Центральной Азии и Ближнем Востоке.

Азербайджану все это только на пользу. Страна сможет не только поставлять свой газ в Европу, но в будущем получать хорошие доходы от транзита, что позволит ей еще более повысить свое значение в обеспечении энергетической безопасности европейского континента.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер: @Emilsmail 

Все материалы автора здесь