Армения снова истерит из-за Грузии, но признает влиятельность Азербайджана

Что хотят услышать от грузинской стороны - политиков, экспертов и журналистов - в Армении, когда задают им вопросы об открытии коммуникаций через Абхазию и Цхинвали? Так же непонятна "логика" армян, когда они призывают в свидетели Иран, рассуждая о закрытости дороги через Нахчыван в Армению. На какую реакцию рассчитывают в Ереване? На понимание и солидарность? На осуждение Азербайджана в его справедливом нежелании обеспечивать комфортную жизнь оккупантам?

В принципе, нет ничего удивительного, что страна, оккупировавшая территории другого государства, не способна понять Тбилиси. Армянские официальные лица поддерживают контакты с абхазскими и цхинвальскими сепаратистами, их принимают в Ереване на самом высоком уровне, а президент Саргсян делает с ними селфи на мероприятиях в оккупированном Карабахе.

Армянский тупик - Ереван официально отказался от иранского проекта

Армянский тупик - Ереван официально отказался от иранского проекта

На днях армянское издание Lragir задало свои вопросы грузинскому эксперту и журналисту, главреду агентства Black Sea Press Геле Васадзе. Все о том же - может ли открыться для Армении путь в Россию через Абхазию и Цхинвальский регион.

Напомним, что в конце прошлого года Грузию посетил Серж Саргсян. В Армении ожидали каких-то договоренностей с Тбилиси в ходе этого визита. А до этого об альтернативе Верхнему Ларсу заявил и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. Речь об участке грузино-российской границы, часто становящемся непроходимым по причине погодных условий. Как, например, сейчас. 

Это высказывание грузинского премьера было расценено как зеленый свет, и в Армении принялись делить шкуру неубитого медведя. Хотя так и осталось тайной - обсуждался ли этот вопрос в ходе визита Саргсяна в Грузию или нет.

"Честно говоря, сомневаюсь в том, что в ближайшее время эту задачу удастся решить, потому что в грузинском обществе есть четко сформулированный дискурс по поводу того, что любое сотрудничество с оккупированными территориями означает удар по суверенитету. Правительство не может не считаться с этим. Так что, любое заявление о намерениях сотрудничать с Абхазией или Цхинвальским регионом вызывает противодействие как со стороны общества, так и политических сил, и это понятно - в Грузии 300 тысяч беженцев", - сказал Гела Васадзе.

Армения втягивает Грузию в некрасивую игру - для чего Саргсян ездил в Тбилиси? - ДЕТАЛИ

Армения втягивает Грузию в некрасивую игру - для чего Саргсян ездил в Тбилиси? - ДЕТАЛИ

Таких объяснений армянской стороне недостаточно, точнее, они ей не нужны. Армянам больше нравится считать причиной упрямства грузин "азербайджанкой лоббинг". Согласно этой теории, Тбилиси давно бы открыл все дороги и облобызал сепаратистов, если бы на него не давил Баку, который имеет стратегическую цель - задушить Армению в "варварской транспортной блокаде".

Неким лучом света для страны-оккупанта стало заявление замминистра иностранных дел России Григория Карасина в интервью "Коммерсантъ", о том, что "Россия планирует в ближайшие месяцы подписать документы со швейцарской компанией SGS, которая будет вести мониторинг в рамках реализации российско-грузинского соглашения о таможенном администрировании и мониторинге торговли. "Мы постараемся поскорее закончить внутригосударственные процедуры, чтобы в ближайшие месяцы подписать необходимые документы. После этого соглашение заработает".

Однако следует учесть, что переговоры по этому поводу идут давно и такие обещания уже давались неоднократно. Чем все закончится на этот раз и удастся ли армянскому лоббингу (а тут дело в нем, как бы не отрицал в интервью Карасин) дожать Тбилиси, покажет время. А пока на этом фронте царит неопределенность, единственным выходом для себя в Армении считают сотрудничество с Ираном. У этой страны нет проблем оккупированных территорий, но зато у нее есть возможности и свои интересы, которые совпадают с армянскими только на словах.

Анализируя иранское направление, издание Sputnik Армения и тут увидело "руку Баку".

Все дороги ведут в Азербайджан, поэтому у него есть выбор

Все дороги ведут в Азербайджан, поэтому у него есть выбор

Как пишет издание, единственный сухопутный транспортный коридор, который сегодня функционирует - это направление Север-Юг, от армяно-грузинской границы чрез всю страну до тоненького перешейка, связывающего Армению с Ираном. Это всего лишь автомобильная дорога - железнодорожного выхода в большой мир Армения не имеет. На строительство железной дороги у страны нет денег, речь идет о трех с лишним миллиардах долларов. Такие инвестиции на строительство магистрали, которая, по большому счету, ведет в никуда как минимум в одном направлении (в сторону России и Европы), из воздуха не берутся, пишет издание.

И тут на арене появляется коварный Азербайджан, который "делает все возможное, чтобы железная дорога по Черному морю из Грузии в сторону России не заработала, даже частично".

Авторы материала напоминают, что когда Россия и Грузия чуть было не договорились по поводу абхазской дороги (а было ли такое?), "проазербайджанское лобби, действующее в грузинском парламенте" пресекло продвижение вопроса, и после этого на официальном уровне об этом больше не говорят. И более того - оказывается, дорога Иран-Азербайджан-Россия тоже строится назло Армении, чтобы обойти ее и не позволить стать главным транспортным хабом в регионе...

Что ж, похвально, что в Армении наконец начали открыто признавать силу и влиятельность Азербайджана. Да, Баку может влиять на процессы, и не истерикой и лоббизмом, как Ереван, а реальной экономикой и возможностями, которые открывает перед своими партнерами в регионе. И Грузии, и Ирану намного выгоднее иметь дело с независимым в своих решениях и богатым Азербайджаном, чем с нищей и зависимой Арменией. Сотрудничество с Баку - это перспективы, масштабы и доходы. А что может предложить Ереван?

И главное - эти возможности не используются назло кому-то и служат не только азербайджанским интересам, но и интересам тех стран, которые выбирают Азербайджан.

Зульфугар Ибрагимов