Черное и белое на сцене Театра оперы и балета

К балету "Лебединое озеро" у балетоманов отношение особо трепетное. Гениальная музыка П.И.Чайковского и "двойной смысл" сюжетной канвы, актуальный и в наш, двадцать первый век спектакль, который обращается к закоулкам подсознания, моментами агонизирующий между гуманизмом, представлениями о благородстве и любви, с одной стороны, и патологическими страстями человека, с другой. О принце Зигфриде, полюбившем наивную закомплексованную Одетту, превращенную злым волшебником Ротбартом в Белого лебедя - Одетту. Принц клянется ей в верности, но на балу, выбирая себе невесту, Зигфрид отдаёт предпочтение дочери злого волшебника Ротбарта - блистательному и раскованному Чёрному лебедю - Одиллии. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру, молит Одетту о прощении и получает его. А после сражения принца с Ротбартом колдовские чары окончательно рассеиваются, а лучи восходящего солнца освещают счастливых Одетту и Зигфрида.

Что касается непосредственно воплощения сюжетного замысла, то спектакль весьма сложен в исполнительском плане и требует от примы-балерины не только наличия великолепной техники, но и яркого артистического дарования. Ведь в пределах одного спектакля ей нужно создать два равноценных разнохарактерных образа и хореотекста: пластику печально-утончённой ангелоподобной Одетты и волевой напор её соперницы - коварной соблазнительницы Одиллии.

И, в этом смысле, Театр оперы и балета предоставляет бакинским балетоманам редкую возможность сравнить выступления (да и оценить класс) ведущих звёзд мирового балета. И, если уже в начале года, молодая и обаятельная восходящая белорусская звезда Людмила Хитрова просто покорила великолепной техникой, блистательно исполнив Чёрный акт, наполнив его такой энергетикой, что вопрос: "Почему Зигфрид, вопреки своей клятве любви, вдруг увлёкся Одиллией?" как-то отпал сам по себе, то на сей раз украинская этуаль Татьяна Лёзова просто заворожила в Белом акте - порхала, как пушинка,  подхваченная лёгким ветерком, завораживая великолепной пластикой рук, бисерным па-де-бурре, трепещущим петит батманом (словно волнительно-нервная дрожь от прикосновения любимого), не говоря уже об арабесках, аттитюдах, алягсонах, которые были исполнены красиво при хорошем апломбе.

Но что больше всех поразило в Белом акте в исполнении Татьяны Лёзовой - это великолепный дар драматической актрисы. Было настоящее (а не формальное!) потрясение, испуг, попытка спрятаться от неизвестного чужака с арбалетом - Зигфрида-Сергея Сидорски. И становилось вполне убедительным, почему принц так пристально всматривается в очаровательных девушек-лебедей разыскивая среди них так быстро упорхнувшую красавицу Одетту.

Рассчитать свои силы и в равной степени исполнить великолепно два акта - задача не просто сложная, а архисложная и каждая исполнительница сама выбирает, что ей ближе. Татьяна Лёзова явно сделала акцент на Белом акте, видимо, образ ангелоподобной королевы лебедей близок украинской приме. Была очень красивая, печальная, и, с позволения сказать, как озеро глубокая Одетта и скорее элегантная обольстительная Одиллия, нежели женщина-вамп в Entree и Адажио Чёрного акта.

Обаятельный украинский премьер Зигфрид - Сергей Сидорский выглядел скорее не романтически-возвышенным принцем, мечтающим о чем-то невиданном и волшебным, а вполне земным коммуникабельным (даже демократичным) обитателем дворца, который явно не прочь пофлиртовать с красавицами невестами - Джамилей Керимовой, Тамиллой Мамедзаде, Нигяр Алиевой и Камиллой Гусейновой; посмотреть на роскошное па-де-труа с участием Аян Эйвазовой, Эльмиры Сулеймановой и Макара Ферштандта; себя представить в прыжковых вариациях и пострадать ради кареглазой красавицы Одетты-Т.Лёзовой в предфинальной сцене.

В этом спектакле понравились практически все исполнители отечественной балетной труппы театра - выразительный в жестах и в мимике Ротбарт - Самир Самедов (недаром и по праву он остался, вместе с украинским дуэтом на закулисном поклоне); Мехман Марданов был лёгок и ловок в столь непростой партии Шута; танец Больших лебедей был красивым, точным и вдохновенным (очередной раз порадовали красивыми линиями, четкостью, размашистостью балетного подчерка и синхронностью Э.Сулейманова, А.Эйвазова и Н.Ибрагимова). Квартет маленьких лебедей замечательна справилась со всеми скрытыми "порогами" своего знаменитого танца - движения К.Гусейновой, Дж.Керимовой, Т.Мамедзаде, Н.Алиевой были собранными и точными.

В очередной рад порадовал испанский танец с двумя такими эффектными (даже в визуальном отношении) парами: "светлая пара" Е.Черноусова-М.Ферштандт и "тёмная пара" А.Гимадиева-Г.Мирзоев (нельзя особо не отметить удивительную гибкость Алсу Гимадиевой). Н.Алиева с Ф.Ибрагимовым замечательно, харизматично исполнили "Чардаш", Н.Абдуллаева и И.Мамедов с южным огоньком станцевали "Неаполитанский танец", а Ф.Губатов с А.Эйвазовой в "Мазурке" завершая характерные танцы, окончательно повысили "градус" ожидания в преддверии сольного выхода Т.Лёзовой в Чёрном акте.

В целом, весь спектакль создал воистину волшебное ощущение - атмосферу чувственности, трепетности, страстности, "аромата" старого балета и покорил всех - и тех, кто ищет в Театре оперы и балета развлечения, и тех, кто ходит туда за высоким искусством. А атмосфера праздника, тёплый прием у зрителей, несмолкаемые овации и крики "браво", тронувшие всех участников постановки, стали ещё одним подтверждением статуса лучшего театра страны, привлекающего публику классическим репертуаром и приездом именитых гастролёров.

Улькяр Алиева