Ялчин Адигезалов об азербайджанском Ренессансе и спасении мугама

Интервью Day.Az с народным артистом Азербайджана, дирижером, заслуженным деятелем искусств республики, профессором Ялчином Адигезаловым.

В середине XX века азербайджанская музыкальная культура пережила эпоху Ренессанса. Фундамент заложил великий Узеир Гаджибейли, а затем Г.Гараев, Ф.Амиров, Ниязи, Дж.Гаджиев подняли ее уровень до небывалых высот. Имена можно перечислять долго, но я сейчас говорю о самых ярких личностях, на творческое наследие которых и сегодня опирается вся наша музыка. Самобытность и неповторимость ярчайших образцов композиторского искусства, которые были у нас в прошлом веке, дают нам все основания полагать, что мы были неоспоримыми лидерами во всем регионе

Мы всегда должны помнить, чья это заслуга! Помнить, почитать, боготворить Узеир бека. Если бы не он, здесь не было бы в начале века ни оперы, ни симфонического оркестра, ни хоровой капеллы - ничего! Именно Узеир Гаджибейли пригласил зарубежных специалистов в консерваторию и заложил основу национальной композиторской и исполнительской школы. Иногда мне трудно даже представить, как бы мы пропагандировали азербайджанскую музыку за рубежом, если бы нам не оставили столь блестящего наследия. 

Решения, принятые Фондом Гейдара Алиева - судьбоносны. Азербайджанский фольклор - это божий дар. Было время, когда мугамное искусство стояло у края пропасти. Мы могли потерять самую большую ценность, святую реликвию нашей музыкальной культуры. И если бы не действия, предпринятые президентом Фонда, первой леди Мехрибан Алиевой, мугам бы просто канул в Лету. Сегодня, благодаря политике Президента Ильхама Алиева, а также усилиям, которые прилагает наше государство, для развития мугама и азербайджанской музыки, культуры в целом, делается очень многое. Для меня эта тема особенно чувствительна. Мой дед Зульфи Адигезалов был ярчайшим представителем карабахской школы, творчество отца сплошь пронизано национальным духом. Сегодня к мугамному искусству мир испытывает колоссальный интерес. Совместно с трио "Карабах" мы представляли проект "Симфо-Мугам" в Рио, Пекине, Лондоне, Стамбуле, Риге, Люксембурге, Киеве, Вероне, Берлине... Этот проект мир воспринял восторженно. Слушатели разных национальностей устраивали музыкантам овации, подолгу не отпуская со сцены. Конечно, это говорит об интересе к азербайджанской музыке. Профессиональный уровень некоторых мугамных исполнителей неимоверно высок - настоящие виртуозы.

Азербайджан - земля талантливых людей! Недавно, для участия в Венском концерте я пригласил мальчика - ханенде. Ему всего 14 лет. Когда он запел, нам было трудно сдержать эмоции, хотя меня довольно трудно удивить, я слышал многих мугаматистов. Столько боли, тоски и надежды было в его не по-детски мудром исполнении. Его корни из Агдама, но Раван родился в Баку и не видел оккупированный город своими глазами. Несмотря на это, мальчик поет так, словно он там родился и вырос, испил воду из родных источников. Это - генетическая память крови. Так может петь только азербайджанец!

Жить будет музыка, которая найдет путь к сердцам людей. Совсем недавно мне прислали партитуру современного американского композитора Дэвида Винклера, чтобы мы исполнили ее на концерте в Праге. Буквально вчера, я получил письмо, в котором автор пишет: "Дорогой Маэстро, я прослушал запись с концерта. Жму Вам руку, я очень доволен, именно так это и должно было звучать! Я готов писать для Вас новые сочинения!.."

Конечно, мне было приятно. Но я убежден, дальнейшая судьба произведения зависит от трех факторов - от наличия в партитуре мысли, высокого профессионализма и национального духа. Только такая музыка имеет право на жизнь! Это относится ко всем видам искусства. Кажется, Пикассо сказал: "И среди людей больше копий, чем оригиналов". Ярких индивидуальностей, талантливых художников, которые делают историю, и в частности историю музыкальной культуры, не так много. Но они есть. Мы должны создавать для них все условия, их необходимо беречь, поддерживать, потому что они - будущее страны.

Мы пропагандируем азербайджанскую музыкальную культуру на протяжении тридцати лет. Все это время, мы активно знакомим зарубежного слушателя с самыми яркими именами в нашей музыке. Композиторы среднего поколения смогли достойно перенять эстафету и оставили нам блестящее наследие. А что будет завтра? Меня это очень тревожит. Мы продолжаем целенаправленно пропагандировать молодых азербайджанских композиторов, исполнять премьеры их сочинений на фестивалях и за рубежом. Но, круг невероятно сузился!

В исполнительской среде дела обстоят не так печально. Хотя и ощущается острая нехватка некоторых инструменталистов, например, исполнителей на виолончели и контрабасе. Серьезные успехи демонстрируют наши вокалисты. Получив возможность обучения в Италии, молодежь стала покорять европейские сцены. Далеко за пределами страны выступают прекрасные скрипачи, пианисты. Буквально недавно мы играли с одаренным молодым человеком, который, несомненно, со временем заставит говорить о себе. Он еще молод, ему всего 20 лет. Наша обязанность поддержать его морально и материально, чтобы он мог продолжить образование. Эльданиз Алекперзаде может стать ярким представителем нашего фортепианного искусства.

Сегодня нашу музыку знают в США, Латинской Америке, Южной Африке, Азии, Европе. Мы выступаем на ведущих площадках мира, как например, Арена ди Верона, Лондонские Барбикан центр и Кадоган Холл, Центральный зал Вестминстерского Аббатства, Берлинский Концерт Хаус, Сидаде дас Артес Рио де Жанейро, Большой зал Московской консерватории, Большая гильдия Риги, Пражский Сметана Холл, Пекинская опера и т.д. Я перечисляю страны и залы, отвечая на ваш вопрос. В действительности, если мы говорим о роли художника и личности в истории, широта географии ничего не означает. Узеир Гаджибейли вообще никуда не выезжал, кроме Санкт-Петербурга и Москвы. И что? От этого он не стал менее великим.

Зарубежная публика с интересом воспринимает новую, незнакомую музыку. В том числе - азербайджанскую. Истинные любители классической музыки, которые хотят посещать концерты, не могут купить билеты на звездные имена, потому что они стоят очень дорого. Им ничего не остается, кроме как прослушивать компакт-диски кумиров дома. Лет 30-40 назад важнейшим критерием было качество. XXI век войдет в историю, как век, в котором исполнителей продают как товар. Сегодня главное - громкие имена, названия популярных произведений, оперные дивы, скандальные постановки.

В Европе пошла тенденция - не писать на афишах имена исполнителей. Чтобы привлечь туристов, отмечают только яркие названия классических хитов. Выступая недавно в легендарном зале имени Сметаны в Праге, я ожидал увидеть среди зрителей настоящую чешскую интеллигенцию, которая прекрасно знает музыку Дворжака и может сравнить мою интерпретацию с другими. Но, их в зале было очень мало. 80 процентов зала были туристы из Японии, Китая и Израиля. Они пришли послушать девятую симфонию Дворжака, потому что это настоящий хит классической музыки, а также посмотреть один из лучших залов мира, ибо это настоящий шедевр архитектуры, но ни для того чтобы послушать Ялчина Адигезалова (улыбается). И неважно, кто поет, кто дирижирует, кто режиссер, главное - привлечь публику. Все подчинено деньгам, и конкуренция - жесточайшая. Часто талантливые, но недостаточно проворные музыканты не могут договориться с залами, оркестрами, и вынуждены оставаться в стороне. А их более бойкие, но менее талантливые коллеги, пробиваются, делая отличную карьеру.

Международные фестивали, которые ежегодно проводятся в Азербайджане - это колоссальная пропаганда нашей музыкальной культуры. Абсолютное большинство зарубежных коллег в восторге от нашей музыки. Прослушав произведения азербайджанских композиторов, они изъявляют желание исполнять их в своих странах. Это - очень важный момент, поэтому я стараюсь максимально обеспечивать их партитурами и никогда не привожу обратно нотный материал, после своих концертов с зарубежными оркестрами.

Недавно мы исполняли с Венским камерным оркестром Симфонию "Низами" Фикрета Амирова. На генеральной репетиции, я решил немного рассказать об истории создании произведения. После того, как я сказал, что композитору во время написания сочинения было всего 23 года, некоторые женщины из оркестра прослезились. Они были поражены, что такое произведение мог создать столь юный композитор. А ведь он был совсем молодым человеком из Карабаха, без музыкального образования, полученного где-то в России или Европе, и тем не менее, создал такой шедевр.

Иногда мне кажется, что поколению наших отцов жить было проще. По крайней мере, следовать своим принципам и при этом сохранить себя - сегодня задача не из простых. В человеке всегда должна быть вера. Хотел бы пожелать молодому поколению не бояться трудностей. Важно найти свое место в жизни и успеть выполнить свою миссию. Всегда благодарить Бога за то, что он тебе дал жизнь, ценить родителей, любить ближних и стараться прожить достойно! Человеческая жизнь - короткий промежуток времени, и все мы здесь в краткосрочной "командировке". Надо постараться оставить после себя доброе имя. Человек жив до тех пор, пока его помнят, и умирает, когда про него забывают. Истинные творцы будут жить вечно. Пока звучит их музыка, пока читают их произведения, любуются их картинами и скульптурами, пока о них говорят - они будут жить!

Зулейха Исмайлова