ЕС посылает "Газпром" на север, юг достанется Азербайджану - АНАЛИТИКА

Все в мире стало другим. Речь идет как о личностных отношениях, так и межгосударственных связях. Если раньше, в период существования СССР, взаимоотношения между Востоком и Западом рассматривались в политической плоскости, то сейчас они приобрели экономический контекст, где природные ресурсы (энергоносители) используются в качестве основного оружия. Сейчас средством борьбы является не только нефть, падение цен на которую сломили мировую экономику, но и газ, который используется как рычаг давления друг на друга сильными мира сего.

Сейчас речь идет о газовых "отношениях" между Россией и Европой, которые в последнее время приобретают все более сложный характер. Ярким тому примером стало подписание российским газовым монополистом "Газпромом" и пятью европейскими компаниями (германская BASF, французская ENGIE, австрийская OMV, германская E.ON и британо-нидерландская Royal Dutch Shell) акционерного соглашения по проекту газопровода "Северный поток-2" (СП-2), который призван снизить зависимость от транзита через Украину.

Однако, станет ли СП-2 реальностью или очередным провалом "Газпрома" в Европе, покажет время. Под сомнение реализацию этого проекта ставит неопределенность, которую демонстрирует в последнее время Европейский Союз в отношении увеличения российского газового присутствия на европейском рынке.

Напомним, что действующий в настоящее время "Северный поток" является магистральным газопроводом между Россией и Германией, проходящим по дну Балтийского моря.

Нужно сказать, что определенную иронию в газовые отношения между Евросоюзом и Россией привносит украинский вопрос. Натянутость отношений между Украиной и Россией постоянно ставит под угрозу поставки российского газа на европейский рынок. Кстати, нынешний конфликт между сторонами стал козырной картой в руках "Газпрома" на пути достижения полного отказа от поставок газа в ЕС через территорию Украины. Российская газовая монополия уже заявляла о возможностях отказа от транзита через украинскую территорию после 2019 года, при том, что "Газпром" имеет законтрактованные газовые обязательства перед европейскими покупателями.

Понятно, что "Газпром" не хочет терять свои газовые позиции в Европе, для которой он выступает в качестве одного из крупных поставщиков "голубого топлива". Обход территории Украины был основной целью проекта "Южный поток", который должен был обеспечить выход российского газа в ЕС через Болгарию, являющейся одной из союзниц России в евросемье. К сожалению российской стороны, этому проекту не было суждено стать реальностью.

Но в этом вопросе есть некоторые нюансы, которые имеют свое логическое продолжение. И для того, чтобы их выделить, вернемся к разговору о трубопроводе СП-2.

Как сказал глава "Газпрома" Алексей Миллер: "Северный поток-2" удвоит пропускную способность нашего бестранзитного и современного маршрута поставок газа через Балтику. Важно, что это в основном новые объемы газа, которые будут востребованы Европой в условиях падающей собственной добычи".

По словам Миллера, участие в проекте грандов мировой энергетики "подчеркивает его значение для обеспечения надежности газоснабжения европейских потребителей".

Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд. Так, по словам партнера компании Rusenergy Михаила Крутихина, подписание акционерного соглашения по СП-2 - это только начало пути. "Теперь предстоит получить необходимые разрешения от государств Балтии, кроме того, остается нерешенным вопрос о том, кто будет строить и контролировать принимающую инфраструктуру в Германии", - отмечает Крутихин.

К примеру, в случае с действующим "Северным потоком", Европейская комиссия запрещает "Газпрому" использовать на полную мощность газопровод OPAL, который является продолжение СП, считая это нарушением антимонопольного законодательства ЕС. Речь идет о третьем энергетическом пакете ЕС, который предполагает либерализацию рынка газа и электричества и принцип разделения между производителями энергии и компаниями, которые ее транспортируют.
 

Кстати, говоря о третьем энергопакете, напомним, что фактически именно он и стал причиной провала проекта "Южный поток" и выдвижения российской стороной планов о строительстве газопровода через территорию Турции ("Турецкий поток"), который, похоже, ждет та же учесть, что и его предшественника ("Южный поток").

Однако, третий энергопакет не стал помехой в организации поставок газа из Азербайджана в Европу, которая предполагает создание сложной газотранспортной инфраструктуры и начало поставок на европейский рынок с месторождения "Шах Дениз" на Каспии. В общей сложности, ряд инфраструктурных объектов (Южнокавказский, Трансанатолийский и Трансадриатический газопроводы), формируют Южный газовый коридор (ЮГК). Именно этот коридор стал новой отдушиной для ЕС, символом газовой свободы и возможностью выхода на совершенно новые газовые источники и маршруты поставок "голубого топлива". И речь идет не только об азербайджанском газе, но и о возможностях поставок в рамках коридора топлива из Центральной Азии и Ближнего Востока.

Как уже известно - Греция, Италия и Албания, через территорию которых пройдет Трансадриатический газопровод (ТАР - последнее звено ЮГК, которое позволит транспортировать газ с турецко-греческой границы в Италию), совместным заявлением уже продлили для ТАР статус исключения из некоторых правил Третьего энергетического пакета, включая освобождение от доступа третьих лиц. Данное совместное заявление последовало после утверждения такого решения Европейской комиссией.

Естественно, рождается вопрос - почему в случае с азербайджанским газом ЕС идет на уступки, а в отношении "Газпрома" выступает со столь жесткой позиции?


Начнем с того, что, во-первых, Южный газовый коридор позволит ЕС диверсифицировать источники и маршруты поставок газа на европейский рынок, потребности в газе которого будут расти.

Во-вторых, заинтересованность Евросоюза в сохранении транзита через Украину объясняется тем, что на данном этапе Украина России не союзник, что исключает возможность газовых спекуляций не только со стороны отправителя, но и транзитера газа.

В-третьих, причиной провала "Южного потока" стали слишком уж теплые отношения между Болгарией и Россией (в дополнение ко второму пункту).

Что же до "Турецкого потока", то причин торможения проекта можно назвать несколько. С одной стороны, односторонность действий российской стороны по этому проекту, а с другой - учитывая то, что газ в рамках ЮГК будет поступать в Европу через территорию Турции, нагромождать это направление и увеличивать зависимость от турецкой стороны, ЕС, видимо, не очень-то уж и хочется.

Кроме того, в случае если транзита через Украину не станет, то Евросоюзу будет выгодней и безопасней брать газ напрямую через Балтийское море, чем связывать себя по рукам и ногам очередным транзитом. При этом, на "Турецком потоке" не стоит ставить крест, он может быть реализован не в полную мощность (четыре нитки общей мощностью в 63 миллиарда кубометров), а частично - в виде одной нитки, которая позволит транспортировать газ для Турции.

Кроме того, имеются и другие выгоды. СП-2 выгоден европейским партнерам еще и потому, что по аналогии с первым газопроводом, финансовое соглашение предполагает, что после строительства подводной части они будут получать возмещение затрат, причем вне зависимости от объемов прокачки газа по трубе.

Кроме того, со стороны "Газпрома" в новом проекте будет выступать его "дочка" Nord Stream AG, которая является оператором первого "Северного потока" (именно она получит 51% в новой проектной компании). А Nord Stream AG зарегистрирована в Швейцарии. Таким образом, все деньги на проект будут уходить именно в Швейцарию, и никто толком не будет знать, на что они расходуются. Это можно назвать выведением средств из России.

Похоже, что линия газовой политики Европейского Союза приобретает более четкие формы. В первую очередь, был решен вопрос организации поставок газа из Азербайджана, который сейчас продвигается активными темпами. А с другой стороны - на стадии решения находится процесс реализации проекта "Северный поток-2", который даст возможность увеличить объемы поставок российского газа не транзитом, а напрямую. Но станет ли это реальностью сейчас, утверждать невозможно.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь