Ван-Ереван: что стоит за новым авиарейсом между Турцией и Арменией

В армянской столице состоялась презентация прямого авиарейса Ереван-Ван-Ереван, который планируют запустить 3 апреля. Событие, казалось бы, довольно заурядное, если не иметь в виду, что оно может рассматриваться как составная часть вынашиваемого определенными кругами не только в мире, но и в самой Турции плана по налаживанию отношений между Анкарой и Ереваном, обещающего Армении выход из региональной изоляции. Подобного рода акции предпринимаются вопреки тому, что Турция на официальном уровне сохраняет в силе известные предусловия нормализации отношений с Арменией.

Организаторами рейса выступают армянская компания "Нарекаванк тур" и турецкая BoraJet. Перечень структур, обеспечивших соответствующую поддержку данному проекту, красноречиво указывает на силы, которым, в первую очередь, выгодно открытие прямого авиасообщения между Турцией и Арменией как важного шага в процессе предполагаемого налаживания сотрудничества между обеими странами.

Как отметил соучредитель компании "Нарекаванк тур" Армен Ованнисян, рейс становится реальностью благодаря поддержке армянских Минэкономики и Союза промышленников и предпринимателей, а также Агентства США по международному развитию и фонда "Евразия - сотрудничество". За скобками остается вопрос об интересе непосредственно Турции и ее политико-экономической элиты к запуску авиарейса в Армению.

Прежде всего, напрашивается мысль о том, что открытием данного авиарейса Анкара пытается хоть как-то ослабить накал ажиотажа в преддверии ежегодно приурочиваемой к 24 апреля - дате очередной годовщины так называемого "геноцида армян" - истерии мирового армянства, взывающего к международному сообществу с требованием признания "вины Турции" за трагические события 100-летней давности. Однако официальная Анкара, вроде как, четко обозначила свою позицию относительно вопроса нормализации отношений с Арменией. В соответствии с ней она даже приостановила ратификацию Цюрихских протоколов, поскольку не смирилась с действиями армянских властей, не отказывающихся от выдвижения к Турции необоснованных претензий, в том числе и территориального характера.

С момента фактического провала "протокольного процесса" ничего, в сущности, не изменилось, включая и позицию армянской стороны, рассматривающей значительную часть турецкой территории в качестве "исторических земель" "самого древнего и многострадального народа". Даже на презентации рейса Ереван-Ван-Ереван вышеупомянутый Армен Ованнисян пояснил целесообразность этого шага тем, что "свою историческую родину жаждут посетить многие армяне, в том числе и наши соотечественники из диаспоры". А глава Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсен Казарян открыто заявил, что авиарейсы будут осуществляться на "часть исторической Армении", поэтому перелет по указанному маршруту воспринимается многими гражданами Армении как "паломничество".

Отдают ли себе отчет турецкие организаторы данного проекта в том, что, запуская данный авиарейс, они, по сути, соглашаются с утверждениями армян об "исторической" принадлежности им Восточной Анатолии, которую армянская сторона на всех уровнях, официально и неофициально, рассматривает в качестве "Западной Армении". Скорее всего, турецкие менеджеры, участвующие в реализации авиарейса, даже не задумываются над подобными вещами, их головы заняты исключительно бизнесом и теми выгодами, которые, видать, сулит им ожидаемый массовый турпоток армянства на "историческую родину".

Впрочем, это, разумеется, их личное дело. Однако в турецких предусловиях нормализации отношений между Анкарой и Ереваном присутствует также и пункт, напрямую затрагивающий интересы Азербайджана. Ведь, главным образом, именно по причине оккупации армянами азербайджанских территорий официальная Анкара в апреле 1993 года разорвала дипломатические отношения с Арменией, выразив тем самым полную и безоговорочную поддержку братскому Азербайджану. Если верить послу Турции в Баку Исмаилу Алперу Джошгуну, осуществление авиарейсов из Еревана в Ван никоим образом не будет означать изменения позиции Анкары по нагорно-карабахскому конфликту, "Турция, как и прежде, поддерживает и будет поддерживать Азербайджан". Объясняя происходящее, он заявил даже, что турецкое государство "не вмешивается в дела частных компаний, если они не нарушают законодательство страны". Из этого следует, что официальная Анкара даже при всем своем желании не может предотвратить осуществляемый некими частными кругами шаг, который не только направлен против Азербайджана, заинтересованного в сохранении изоляции Армении в условиях продолжения ею оккупации азербайджанских земель, но и входит в противоречие с государственной политикой Турции? С учетом того, что с трудом верится в вероятность бесконтрольной авиасвязи Турции с Арменией - государством, с которым первая не имеет дипломатических отношений, можно предположить, что отношения Баку и Анкары, на радость недоброжелателям всех мастей, могут вновь оказаться перед испытанием на прочность.

Однако, судя по сдержанной реакции официального Баку на действия "частных компаний" братской страны, Азербайджан намерен сделать все, чтобы это испытание было преодолено без ущерба союзническим отношениям двух тюркских государств.