Саргсян превратил армию в соучастников своих преступлений

Тема участия армии в трагических событиях 1 марта 2008 года в Ереване, когда в результате жестокого разгона акции протеста погибли люди, в последнее время все чаще возвращается в Армении на повестку дня. Близятся парламентские выборы, которые принесут новые выгоды и комфорт преступным авторам "кровавого марта", так и не ответившим за это за прошедшие годы. Кроме того, к власти устремились те, кто непосредственно отдавал приказы стрелять по демонстрантам в марте 2008-го.

Если за преступления, совершенные против азербайджанского народа, с правящего режима в Армении никто не спросит, то безнаказанность деяний против собственных граждан не дает армянской общественности покоя. Хотя следует всегда помнить, что одна безнаказанность порождает другую, и для преступника не существует своих и чужих, существуют лишь те, кто чинит помехи в реализации намеченных целей.

1 марта 2008 года помехой в достижении целей, поставленных карабахским кланом, стали уже не азербайджанские дети и старики, а собственный народ. 

"Вооруженные силы Армении во время событий 1 марта 2008 года защищали важные объекты Еревана, остальное - дело власти". Об этом на днях заявил на пресс-конференции экс-министр обороны Армении Сейран Оганян. Напомним, что в тот период Оганян возглавлял Генштаб ВС, и именно его обвиняют в отдаче преступного приказа.

В Армении отмечают годовщину национального позора

В Армении отмечают годовщину национального позора

Оганян не только выгораживает тогдашнее армейское руководство, но также напрямую указывает как на виновных на Роберта Кочаряна и нынешнего президента Сержа Саргсяна, как известно, победившего в том году на сфальсифицированных президентских выборах. Карабахский клан, к которому, кстати, относится и сам Оганян, в 2008 году окончательно узурпировал власть, что не могло не вызвать протеста. Десять человек были убиты, около пятидесяти получили ранения, около сотни были арестованы. Сегодня Саргсян старается отмежеваться от расстрела граждан армией, говоря, что тогда еще не вступил в полномочия, и указывая пальцем на Кочаряна. Но события 1 марта продолжают висеть тяжелым грузом на его шее, потому что за действия карабахского клана ответственен в первую очередь он, "серый кардинал", сделавший армию соучастницей своих преступлений. 9 апреля 2008 года Серж Саргсян всходил на "трон" в условиях оцепленного силовыми структурами центра Еревана, дрожа от страха перед собственным народом. Хотя, если откровенно, карабахский клан никогда не причислял граждан Армении к "своим". Армяне Армении всегда служили для него пушечным мясом.

Будучи уже не министром обороны, а, так сказать, независимым деятелем, желающим вступить на оппозиционное поле, Оганяну пришлось отвечать на множество неудобных вопросов, которые невозможно отклонить под предлогом "военной тайны", как он это делал прежде. Не так давно, говоря о своей виновности в событиях 1 марта 2008 года, Оганян заверил, что "Вооруженные силы никакой причастности к событиям 1 марта не имели. 2 марта они перешли к защите важных объектов столицы Республики Армения Еревана, главных объектов, которые обеспечивают нашу жизнеспособность, и здесь четко видно, что я попросил наш народ проявить терпимость". Однако, несмотря на все заверения Оганяна, в экспертных кругах Армении существует иное мнение по поводу участия армии и его лично в событиях 1 марта. К словам тогдашнего главы Генштаба относятся очень критично, утверждая обратное: армия не просто охраняла объекты государственного значения, она была преступно использована властями против своего народа.

Общественная организация "1 марта" провела расследование и выяснила, что происходило на самом деле. Согласно этому расследованию, во второй половине дня 1 марта 2008 года, по заданию министра обороны начальнику штаба (Сейрану Оганяну) в столицу была введена военная техника (грузовые автомобили с  военнослужащими). В промежутке с 16 до 17 часов техника была размещена в районе площади Республики, а перед зданием правительства появилась бронетехника МО (1 БРДМ). В тот же день, с наступлением темноты, из областей в Ереван направилась также гусеничная бронетехника (без приказа о введении режима чрезвычайной ситуации). Колонна боевых машин пехоты даже из Ноемберяна направилась в Ереван. Ближе к полуночи бронетехника уже встала на проспекте Баграмяна.

В ночь с 1 на утро 2 марта, около 2 часов, подразделения Вооруженных сил в сопровождении боевых машин пехоты уже на перекрестке улиц Маштоца и Саряна взяли под прицел демонстрантов.

Вся правда об армянской армии и смешных угрозах Еревана - ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Вся правда об армянской армии и смешных угрозах Еревана - ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Сейран Оганян уверяет, что 2 марта ВС перешли на защиту тех объектов, которые "обеспечивают нашу жизнеспособность". Между тем, как вооруженные до зубов армейские подразделения защищали  те территории и "объекты", которые никоим образом не попадают под указанное определение Сейрана Оганяна, подчеркивается в расследовании. В организации также напоминают, что 2 марта именно Сейран Оганян по телевидению призывал "не собираться группами". В целом, до 20 марта армия участвовала не только в защите "главных объектов, обеспечивающих жизнеспособность", но и в предотвращении мирных демонстраций.

"Человек должен иметь политическую честность и ответить, что 1 марта армия находилась в Ереване", - цитируют координатора организации "1 марта", публициста Аракела Семирджяна армянские СМИ.

По словам координатора, существовал указ о привлечении Вооруженных сил, подписанный президентом Робертом Кочаряном еще 23 февраля. Причем, наличия такого указа никто тогда не отрицал, более того, был арестован сотрудник Минобороны, разгласивший эту "военную тайну". Семирджян также напомнил, что сам же Сейран Оганян 2 марта 2008 года выступил с телевизионным обращением к народу, предупредив, что даже в случае собраний маленьких групп вооруженные силы примут меры.

Члены бывшей группы по сбору фактов о событиях 1 марта в 2010 году опубликовали собственный отчет, заявив, что есть множество доказательств для того, чтобы утверждать, что еще до подписания указа об объявлении чрезвычайного положения органы управления и подразделения вооруженных сил уже были подготовлены и вовлечены в поствыборные политические процессы и также в дневные и вечерние события 1 марта.

По информации Азатутюн, члены группы по сбору фактов Андраник Кочарян и Седа Сафарян на встрече с журналистами привели примеры размещения войск на центральных улицах Еревана, подчеркнув, что еще 23 февраля весь личный состав армии был переведен на казарменное положение, были созданы офицерские группы, которых вооружили табельным оружием.

"Пока в республике будет эта власть, никогда события 1 марта не будут раскрыты", - говорит Вачаган Фарманян, отец одного из 10 погибших в тот день - Армена Фарманяна. Родственники погибших очень негативно относятся к заявлениям покинувших сегодня посты чиновников, открещивающихся от своей вины за трагедию 1 марта и пытающихся пристроиться к оппозиции. В первую очередь, это касается Сейрана Оганяна и его раздражающих своей лживостью заявлений. "Хочет стать оппозицией?.. Нет. Курица не может нести утиные яйца", - считает Фарманян.

Действительно, сколько бы ни пыталось бывшее военное руководство выгораживать себя, факт остается фактом - армянская армия выступила против своего народа, была преступно использована для решения внутриполитических проблем карабахского клана. И использована успешно, благодаря чему режим упрочил свои позиции и продолжает доить несчастную страну по сей день.

Зульфугар Ибрагимов