Армения готовится к большому провалу в карабахском урегулировании
Недавний инцидент на линии фронта, когда во время очередного мониторинга, осуществляемого Минской группой ОБСЕ, в сторону наблюдателей был открыт огонь, обещал стать лакомым куском для армянского агитпропа, но не стал.
Напомним, что информацию о якобы обстреле миссии распространила армянская сторона, причем, конкретно указывая на азербайджанские позиции, мол, стреляли оттуда. Траектория движения пули была просчитана до миллиметра, нашлись свидетели, которые чуть ли не видели, как она пролетала, своими глазами. Поднявшийся в армянских СМИ шум довольно быстро утих, потому что сами европейцы как-то не почувствовали себя обстрелянными.
Азербайджанская сторона сразу заявила, что распространяемая в соседней стране информация является провокацией и не соответствует действительности. С азербайджанских позиций никто не палил по миссии - тут все находятся в здравом уме, чтобы не допустить подобное. Менее всего провокации нужны Азербайджану, а вот стране-оккупанту они необходимы как воздух. Это понимают все, поэтому тема не была раздута до степени скандала. Однако посредники заявили, что не знают, с какой стороны была стрельба. Армянская истерика - не причина для обвинения именно Азербайджана.
Это уже не в первый раз, когда Армения пытается обвинить Азербайджан в обстреле миссии ОБСЕ. И всякий раз вопрос закрывался практически сразу же, а армянская сторона оставалась в дураках. Почему же истерика была поднята снова?
Ответ на этот вопрос становится ясен из заявлений, которые прозвучали вчера в Ереване. Речь вновь о тех самых пресловутых механизмах расследования, установки которых на линии соприкосновения добивается Армения. В этот раз история с выстрелом была нужна, чтобы вновь поднять тему и подготовить соответствующую почву перед началом очередного раунда переговоров по карабахскому урегулированию. Еревану необходимо, чтобы основной темой переговоров стали не мадридские принципы, а некие венские и санкт-петербургские договоренности. То есть армянская сторона постарается сделать все, чтобы вопрос освобождения территорий увяз в жвачке механизмов расследования. Последний инцидент с мониторингом будет приложен к теме в качестве наглядного пособия.
Например, дашнак Киро Маноян совершенно уверен, что когда в сентябре в Нью-Йорке встретятся главы МИД Армении и Азербайджана, они не будут говорить о том, как урегулировать карабахский конфликт, а будут обсуждать то, чтобы заключенные в Вене и Санкт-Петербурге договоренности были бы выполнены. Желание даншака понятно, потому что после известного заявления Ричарда Хогланда процессы опасно приблизились к теме освобождения оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха. И не 5, как хотелось бы армянам, а всех 7. Но вот в чем дело - Азербайджан не подписывался под "механизмами", он против, и ничего с этим пока что никто поделать не смог.
Азербайджан не желает тратить время на бессмысленные обсуждения и требует перейти наконец к конкретным переговорам, касающимся не частностей, а темы оккупации. Отказ азербайджанской стороны от внедрения пресловутых механизмов совершенно понятен и логичен, поэтому никто особо и не давит на Баку в этой связи - совесть не позволяет. Ведь посредники прекрасно знают, для чего была затеяна вся эта игра. Ее цель - укрепить статус-кво и лишить Азербайджан возможности силовых действий в ответ на армянские провокации.
Между тем, дашнак Маноян предлагает Армении в одностороннем порядке "выполнить венские договоренности", то есть разрешить установить эти механизмы в зоне оккупации, чтобы всякие там "каспршики" не могли потом говорить, что не знают, с какой стороны в них стреляли.
Вторит ему и замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян, но подходит к вопросу с другой стороны. Как лицо государственное, он все же понимает, что в данном случае одностороннее разрешение нелегитимно и потому предлагает решить вопрос аж в самом Совбезе ООН. "Было бы интересно посмотреть, кто воспользуется правом вето", - заявил Кочарян журналистам.
Одним словом, переговоры по урегулированию близятся. Они могут сорваться, могут быть отложены или завершиться никак. Все эти варианты выгодны стране-оккупанту, потому в Армении сегодня усиленно качают мускулы и создают необходимый фон. Ведь каждый гражданин этой страны понимает, что Баку дал согласие на возобновление переговоров не для того, чтобы разговаривать о каких-то выгодных Армении проектах. И если переговоры состоятся, то говорить на них будут об освобождении территорий, хотят того дашнак Маноян и ботаник Кочарян или нет.
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре