"Семь красавиц", которые покорили Москву - ФОТО - Лишнего билетика не будет?..

 

- Не найдется лишнего билетика?..

Такие вопросы можно было услышать на днях перед Большим театром Москвы. В тот вечер в театре и вокруг него царил ажиотаж. Толпился народ. Среди зрителей были и рядовые театралы, и узнаваемые лица, причем не только наши соотечественники. Афиша гласила, что на самой престижной сцене Москвы - Новой сцене Большого театра состоятся гастроли Азербайджанского государственного театра оперы и балета и будетпредставлен двухактный балет Кара Караева по одноименной поэме Низами Гянджеви "Семь красавиц". Тот самый балет, о котором сам Пьер Карден сказал: "Это должен увидеть Париж!".

Тот самый балет, о котором сам Пьер Карден сказал: "Это должен увидеть Париж!"

По мнению художественного руководителя Большого театра Юрия Бурлака, "Семь красавиц" сочетают в себе "прекрасную музыку Кара Караева и старинную философскую поэму Низами Гянджеви, получившие блестящее воплощение в этом долгожданном спектакле. Динамическая, драматургически насыщенная хореография Василия Медведева, фантастические декорации Дмитрия Чербаджи, по-восточному изысканные костюмы Таира Таирова, новое либретто Яны Темиз - все кажется удивительной находкой, и уже невозможно представить себе этот спектакль иным... Хореографу удалось совместить то, что на первый взгляд кажется несовместимым, - яркость и зрелищность, с одной стороны, и глубокое философское содержание - с другой". Это тот самый Караев, о котором после премьеры первой постановки в Баку на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова Дмитрий Шостакович написал: "Самое сильное в новом балете - его музыка!"

Премьера новой версии балета состоялась в декабре 2008 года на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета в постановке хореографа Василия Медведева. После длительной паузы руководство театра и лично его директор, заслуженный деятель искусств Азербайджана Акиф Меликов при поддержке Министерства культуры страны решило не просто вновь поставить балет, восстановив спектакль 1952-го года, но представить публике его новое прочтение.

Этой постановкой театр подписался под весьма и весьма амбициозной программой-максимум - "Семь красавиц" явила миру новую классику, отвечающую требованиям сегодняшнего дня и сочетающую особенности национального искусства с его вневременными и общемировыми тенденциями.
 

Либретто турецкого писателя и филолога Яны Темиз отошло от привычного нам прочтения. Теперь в центре сюжета не отношения правителя и народа, проблемы классовой борьбы и любовь шаха Бахрама к девушке из народа, а духовные поиски главного героя и, в первую очередь, семь таинственных красавиц, героини старинной восточной легенды, к которым так и или иначе стремится каждый. Обрести себя, обрести любовь, понять, что, даже найдя то, к чему всю жизнь стремился, не обретаешь счастья, - вот о чем теперь этот балет; он приобрел иной смысл и философское звучание, не утратив при этом красочности и зрелищности.

Даже найдя то, к чему всю жизнь стремился, не обретаешь счастья, - вот о чем теперь этот балет

Известно, что Кара Караев неоднократно возвращался к балету "Семь красавиц", написал ряд не вошедших в него сцен, и специально для нового спектакля последователи композитора - член Российского союза композиторов Фарадж Караев и профессор Стамбульской консерватории Зулейха Багирова (Караева), сделали новую партитуру и клавир, включив в них и неизвестную широкой публике музыку. По-новому прозвучал и знаменитый вальс - именно так, как хотел его автор, но не имел возможности осуществить полвека назад. Особая благодарность за костюмы заслуженному художнику Азербайджана Таиру Таирову. Его работа, тот шик и блеск, который всегда олицетворял Восток, в полной мере был передан в новой постановке.

Что до игры, то среднестатистическому зрителю, претендующему на роль балетного критика, и правда не к чему было придраться. Каждое движение артисток вызывало шорох в зале и крики "Браво!", свидетельствующие не о желании просто поддержать соотечественников на чужой сцене, а о том, что наши артисты оказались на своем месте на такой большой сцене и еще раз напомнили о славе азербайджанского балета. Даже шах в исполнении русского артиста казался самым что ни на есть восточным мужчиной. Настолько правдоподобно он сыграл любвеобильного мужчину Востока, который способен согреть своей любовью шестерых красавиц, но свое сердце отдать Одной. И даже при такой реализованности в любви ему мало такого счастья. Он все еще в поисках - новых ощущений, впечатлений. Он их находит, но они уже не имеют столь притягательной силы, как в молодости. И счастье протекает, словно песок сквозь пальцы. Все мимолетно, оказывается...

Кроме успеха. Которым запоминались "Семь красавиц" на сцене Большого...

Нажмите на фотографии для увеличения: