Гюльбаджи Иманова: "Первое впечатление - будто на город опустился корабль пришельцев…" - ИНТЕРВЬЮ Интервью Day.Az с художественным руководителем и главным дирижером Азербайджанской государственной хоровой капеллы, заслуженным деятелем искусства и народной артисткой АР, профессором, заведующей кафедрой хорового дирижирования Бакинской музыкальной академии Гюльбаджи Имановой.

- В свое время вы являлись главным хормейстером Оперной студии им. Ш. Мамедовой при консерватории и дирижировали оперными спектаклями, но потом ваш выбор пал на студенческий хор. В чем была причина?

- Я и сейчас являюсь главным хормейстером в студии и заведующей кафедрой хорового дирижирования. Я никогда не обрывала связи с консерваторией, потому что это мой дом. В оперной студии Шовкет Мамедовой при консерватории я дирижировала в таких постановках, как "Аршин мал алан" Гаджибейли, "Алеко" Рахманинова, "Тайный брак" Чимароза и мне это очень нравилось. Я также дирижировала с оркестром народных инструментов в различных концертах.

У нас было много концертов. Но затем Васиф Адигезалов, который в то время был заведующим нашей кафедры, попросил меня возглавить студенческий хор. А занятия хора и оркестра в камерной студии совпадали. Мне нужно было сделать выбор, который в итоге пал на хор, потому что хор на кафедре дирижирования - это сердце, это наша кухня. Работа с хором - это тяжелый и ответственный труд, поэтому важно, чтобы он был в полном порядке. И я стала работать со студенческим хором.

Тогда мы силами камерного хора вместе с оркестром и дирижером Азадом Алиевым впервые в Азербайджане поставили "Реквием" Моцарта.

В 1996 году Полад Бюль-Бюль оглы предложил мне возглавить капеллу. Я согласилась. Спасибо Полад муаллиму и Фархаду Бадалбейли за то, что высоко оценили мою деятельность. В тот период капелла была полностью развалена, и нам пришлось начинать практически с нуля.

- Как вам удается работать с таким большим коллективом? Всегда ли держите ситуацию под контролем?

- Дирижер-хормейстер, как и любой другой руководитель коллектива или какой-то компании, должен быть отличным психологом, помимо наличия лидерских качеств. Я не говорю про его профессиональную подготовку, потому что она должна быть на высшем уровне. Нужно уметь сплотить людей, сказать нужные слова, повести людей за собой, чтобы они полностью доверяли тебе, потому что состав капеллы очень разнообразен. Какому-то артисту достаточно одного взгляда, чтобы он лишился сна и переживал (смеется), а другому нужно четко в лицо сказать, что и как должно быть. То есть необходим индивидуальный подход.

Я люблю всех своих артистов без исключения. Я человек очень требовательный - без этого нельзя. Но члены коллектива знают, что всегда могут на меня рассчитывать. Даже если я делаю замечания, это все для их же блага. С хором работать достаточно сложно, потому что если вокалист переживает и волнуется, его голос просто не будет звучать как должно.

Хочу сказать вот о чем. Бытует мнение, что факультет хорового дирижирования - это штрафбат, куда идут те, у кого что-то не получается. Это абсолютная неправда. Мы должны обладать знаниями во многих музыкальных дисциплинах, как в теоретическом, так и в исполнительном. Конечно, руководить капеллой трудно, вокалисты - народ ранимый. Наверное, это дар. Я работаю с различными хорами уже 34 года. Часто попадаются студенты, обладающие прекрасными теоретическими знаниями, но работать с людьми они не способны.

- Как бы вы оценили уровень развития сферы культуры в Азербайджане на сегодняшний день?

- Культура - это не только музыка, хор с оркестром, это очень широкое понятие. Культура - это библиотеки, чтение книг, которое сейчас хромает по всему миру, хотя есть люди, которые любят читать, включая меня. Культура - это поведение людей на улице, мужчин и женщин, умение красиво одеваться. Культура - это поведение детей и родителей дома, их взаимоотношения.

Культура - это обширное понятие, поэтому нельзя сказать, довольна я или не довольна ее развитием в нашей стране. Нельзя стричь всех подряд под одну гребенку. Все не может быть полностью хорошо или плохо. Нужно смотреть глубже. Для меня неприемлемо выбросить мусор на улице, а для кого-то это в порядке вещей. Культура - это наше поведение, наша жизнь, наш быт. Культура формируется не одним днем или годом, а столетиями. Безусловно, у нас хорошие корни, база, потенциал.

В стране делается все для развития культуры. Уже 14-й год я являюсь председателем жюри конкурса детских хоровых коллективов музыкальных школ, который ежегодно проводит Минкультуры. Мы регулярно ездим по регионам и наглядно видим, как из года в год все меняется и преображается. Как улучшается состояние дорог, как меняется облик самих городов, как грамотно это делается - имею в виду соблюдение стилистических особенностей этих городов. Например, Гянджа, Шеки, Габала и т.д.

В прошлом году мы послушали 172 хоровых коллектива. Ведь хор - это символ единства, которого нам, к сожалению, порой не хватает. Кстати, поэтому нам тяжелее добиться успехов в командных видах спорта - в последний момент нужно мяч отдать и работать на результат, а у нас каждый хочет забить гол сам.

Дети обожают хор, они с удовольствием приезжают на конкурс. Это и есть развитие культуры. Ведь для поддержания хора и его развития необходимы как моральные, так и материальные ресурсы.

Однажды, мы в Баку ждали хор из прифронтовой зоны (Агдам, Агджабеди, Барда). Диву даешься, что в селе может функционировать не только музшкола, но и хор. Так вот, враги открыли огонь по автобусу с детьми. Следы от пуль я видела своими глазами.

Должна сказать, что в тяжелое для страны и народа время гениальный и мудрый человек, Общенациональный лидер Гейдар Алиев предпринял важные шаги, направленные на сохранение нашей культуры. Он понял, что если накопленный годами труд развалить, то потом его восстановить будет очень сложно. Тогда Гейдар Алиев в пять раз поднял зарплату работникам балета, капеллы и симфонического оркестра, чтобы остановить отъезд деятелей культуры за границу. Благодаря этому мы сохранили эти коллективы. Роль Гейдара Алиева неоценима.

Сейчас эту линию продолжает Первая леди, президент Фонда Гейдара Алиева, посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиева, которая делает все возможное, чтобы весь мир узнал нашу музыку, наш мугам, нашу живопись и культуру в целом.

- Как вы считаете, способна ли культурная дипломатия принести реальную пользу в урегулировании конфликтов между странами?

- По моему мнению, да. Я говорю за свой народ, за противника ничего сказать не могу. Вообще, музыка и культура сближают людей. Если человек действительно талантлив, если он способен создать гениальное произведение, написать потрясающую картину, то он не может быть, по моему мнению, ярым шовинистом.

Я считаю, что культура может и должна сближать нации и народы. Опять же, я это говорю с точки зрения своей и своих коллег, потому что люди, услышав потрясающее музыкальное исполнение на сцене, восхищаются и начинают искать истоки этой культуры. Тогда даже недруги понимают, что мы за народ. Мы не кочевники, а народ с глубокими культурными корнями, глубокими обычаями и традициями, которые передавались из поколения в поколение на протяжении веков. Поэтому я считаю, что культурная дипломатия обладает возможностью навести необходимые мосты между конфликтующими народами.

- Может ли музыка, культура в целом сыграть какую-то роль в формировании патриотических чувств у молодого поколения?

- Несомненно. Азербайджанцы, живущие за рубежом, слушают азербайджанскую музыку. Хотя многие из них не слушали мугам, когда жили в Баку. Поэтому живущие за границей соотечественники, включая моих родственников, просят привезти им записи именно мугама. И не пожилые, а молодежь, что особенно радует.

Помню, как во время гастролей в Турции на третий день мы начали ужасно тосковать по Родине. Я сказала: "Распеваемся произведением Гаджибейли "Ey, Vətən"". Это музыка так потрясающе прозвучала. Эффект был непередаваемый. Это действительно сплачивает. Я увидела, что мои артисты приободрились.

А во время фестиваля в Грузии в 1996 году на сцену вышла грузинская капелла в составе 80 человек, Владимирский хор, где поют мальчики и мужчины вместе. Это в определенной степени подействовало на наших исполнителей. Я тогда только пришла к руководству хором, а соперничать в хоровой музыке очень тяжело. Смотрю, мои артисты тоже немного притихли, приуныли, съежились. И я им сказала: "Ребята, у нас есть, что им показать, чего нет у них. Не так страшен черт, как его малюют. Мы выступим, мы им покажем!" (смеется)

Мы вышли и спели наши азербайджанские произведения: хор "Чахаргях" из оперы "Азад" Дж. Джахангирова, "Баяты-Шираз" Н. Аливердибекова, музыку из опер и т.д. Во время нашего выхода весь зал замер от восторга. Мы всех поразили.

После выступления руководители других хоров подходили ко мне, выражали свой восторг и спрашивали, где я училась, какой я нации. На мой ответ "азербайджанка" встречный вопрос был "а смеси нет"? Это меня даже задело - значит, по их мнению, если ты из Азербайджана, значит, не можешь быть хорошим специалистом в этой области. Спрашивали об исполнителях нашего хора. Я отвечаю "наши азербайджанские кадры". На лицах удивление. Дирижеры признавались, что несмотря на высокий уровень подготовки их хоров, такого звучания у них нет.

Программа капеллы включает более 1500 хоровых произведений, и я бы хотела, чтобы наш труд и музыку слушал весь мир.

Помню, как мы выступали в Испании с малым составом. У нас было два концерта с разной программой. Первый собрал полный зал. А перед вторым разнесся слух, что приехал какой-то фантастический хор из Азербайджана. Подойдя к залу, мы увидели огромную очередь. Спрашиваю "что это?". Мне отвечают - "это люди, желающие попасть на ваш концерт. Все билеты уже проданы, но люди стоят в надежде попасть". Был настоящий аншлаг. Люди полтора часа стоя слушали нашу музыку. Этот концерт без лишних слов показал, насколько мы - развитая страна, какая богатая у нас культура.

- Азербайджан - место пересечения Востока и Запада. Микс культур нашел свое отражение не только в искусстве, но и в облике Баку. Как достигается гармония?

- Издревле Азербайджан находился на пересечении торговых путей, на самой большой торговой артерии Востока - Великом шелковом пути. Каждое время, каждая эпоха оставляла свой след на облике города, что я лично считаю нормальным явлением. Например, конец XIX и начало XX веков. Я сама живу в доме, построенном в то время. Вся наша зона, начиная от ЦУМа, "5 мертебе" и т.д. буквально усеяна подобными старинными домами. В свое время наши миллионеры, меценаты строили для себя великолепные дома. В Баку вряд ли можно было найти два одинаковых дома, принадлежавших бакинским нефтепромышленникам. Они специально привозили зодчих из-за границы. Поэтому гуляя по Парижу, увидев ту или иную улицу, замечала сходство, например, с нашей Торговой, ныне улицей Низами.

Одним словом, наша архитектура вобрала в себя красоту Востока и Запада, благодаря чему наш город украшают такие красивые здания, одно оригинальнее другого.

В настоящее время наша страна переживает стремительное экономическое и культурное развитие. Государство тратит зарабатываемые деньги на нас с вами. Посмотрите, какие мосты, дорожные развязки, здания возведены. Я была во многих странах мира, но такого масштабного развития, достигнутого за такой короткий срок, не наблюдала нигде. Порой удивляешься, как быстро город преображается, облагораживается и расцветает.

А что касается недовольных, то во все времена находятся люди, которые начинают ворчать, когда видят в городе изменения. Но переход от старого к новому - требование времени, я считаю это естественным процессом.

- Что бы вы назвали символами современного Баку?

- Огненные башни Flame Towers - это что-то невероятное. Это потрясающе красивый, грандиозный проект. Особенно они впечатляют в ночное время. Нигде в мире такого не увидишь. Но я все же считаю символом Баку Девичью башню. Это уникальный исторический памятник. Кроме того, к символам столицы можно отнести Ичеришехер, ворота "Гоша гала", Дворец Ширваншахов. Я больше склоняюсь к старине, хотя новым символом можно считать огненные башни.

Я не согласна с недовольством некоторых людей, считающих неправильным воздвигать новые здания на фоне старинных построек. Мы были в городе Грац (Австрия) на хоровом фестивале. Маленький европейский город со старинной архитектурой, и вдруг, посреди этих многовековых строений, в центре города стоит современнейшее здание футуристического дизайна. Первое впечатление - будто на город опустился корабль пришельцев, настолько здание контрастировало с окружающими постройками. Но потом шок прошел, и я поняла, что это действительно красиво и оригинально. Считаю, что гармоничное сосуществование старины и новизны - что и наблюдается в Баку - это нормально.

- Насколько нам удается сохранять свои национальные ценности, в то же время перенимая положительные моменты европейских культур?

- Перенимать только положительные качества - это, конечно, хорошо... Порой, перенимаются и негативные черты. Вопрос в том, всегда ли нам это нужно? Мы - азербайджанцы, у нас другой менталитет, другой взгляд на вещи. То, что является нормой для европейца, может быть странным или даже неприемлемым для азербайджанца. Я считаю, что мы должны делать разграничения и перенимать только хорошие качества, которые действительно нам могут пригодиться.

Вообще, азербайджанцы - очень гибкий, талантливый, музыкальный, добрый народ. У нас натура такая. Мы - очень доброжелательная и миролюбивая нация. Мы всегда относимся к гостям лучше, чем к себе. Всегда дома для гостей была лучшая еда, лучшее место, одним словом, все самое лучшее. В Азербайджане спокойно уживаются представители разных национальностей и религиозных конфессий. Мы - толерантный народ, который видит в других людях только положительные качества. Мы никогда не спрашиваем у человека, какой он национальности и вероисповедания.

- Как вы думаете, почему мугам так тепло встречается по всему миру?

- Для меня мугам - это Родина, я выросла на этом искусстве. Когда произносят слово "Vətən", первое, что всплывает в памяти, - это мугам. Летом на абшеронских дачах мы в половине второго слушали по радио концерт мугама. Мы слушали эту музыку под шум каспийских волн, на золотистом песке. Это часть моего детства, часть моей Родины, часть меня.

Мугам - не просто музыка, это философия, целый мир, это совершенно другое измерение. Не зря столько людей не нашей национальности так любят это потрясающее искусство. В некоторых странах Востока тоже есть свое подобие мугама, но такой яркой, красочной музыки, причем разной по характеру, вызывающей неповторимые эмоции, не встретишь нигде. Такая космическая музыка, как мугам, никого не может оставить равнодушным.

- Как, по-вашему, можно повысить интерес к классической музыке в Азербайджане?

- Любовь к классической музыке формируется довольно долго, ее слушают целыми поколениями. Человек, который воспринимает и чувствует эту музыку, - глубоко культурный, образованный, развитый, подготовленный к восприятию этого искусства. Классика требует более глубокого подхода.

Возникает вопрос, как мы воспитываем своих детей? Мои дети, например, не стали музыкантами, хотя обладали всеми необходимыми качествами. Но они очень любили слушать вокальную классическую музыку, например, Паваротти, Верди и т.д. Однажды я взяла своего пятилетнего сына на "Реквием" Верди, который длится полтора часа. Я думала, что ребенок уснул. А ему, оказывается, понравилось, он все время сидел и внимательно слушал. Чтобы слушать простую, однодневную музыку нужно меньше мозгов, меньше сердца, меньше знаний, а чтобы воспринять Бетховена, Пуччини, Фикрета Амирова, Гара Гараева, Узеира Гаджибейли, нужно быть разносторонне развитым. Я знаю много интеллигентных людей, не связанных с музыкой, - инженеров, врачей и других, которые любят, слушают и понимают классическую музыку.

Всем известно что, когда Общенациональный лидер Гейдар Алиев был первым секретарем, каждую пятницу проходили концерты симфонического оркестра Ниязи, которые посещались партийными работниками. Это воспитывало людей в культурном плане. Если взять, например, радио, то по нему в те годы можно было выучить весь оперный репертуар, потому что эта музыка была в приоритете.

К сожалению, многие у нас сегодня не знают свою классику - "Кероглу", "Лейли и Меджнун" и т.д. Поэтому в пропаганде музыки большая роль отводится не только музыкантам, но и СМИ, радио и телевидению. Хотя по каналу "Культура" регулярно показывают концерты симфонической музыки, наши концерты, за что им большое спасибо. Это очень большая и важная работа.

- Ведя такую активную творческую и концертную деятельность, вы смогли вырастить троих сыновей. Как вам удается совмещать работу и семью?

- Думаю, если бы у меня было не трое, а шестеро детей, я все также занималась бы тем, чем занимаюсь. Я смогла все совместить не в ущерб семье и не в ущерб карьере. У нас был большой дом, где мы жили с родителями мужа, родственниками. Одним словом, было много народа. Для меня вести хозяйство, воспитывать детей и делать карьеру особых сложностей не составляло. Но работать каждодневно, например, в капелле я стала, когда дети уже подросли.

Тем не менее, для меня всегда на первом месте была семья, а потом все остальное.