Для Армении прозвенел последний звонок
Вставай, страна огромная...

И хотя Грузия отнюдь не огромная страна, но именно строфы знаменитой песни приходят на ум при сопоставлении двух сообщений СМИ, появившихся не так давно.

Первое из них касается большой уличной драки с участием, по некоторым данным, до 50 человек, которая произошла 19 июля во дворе армянской церкви Сурб-Эчмиадзин в столице Грузии Тбилиси. Как утверждают свидетели, начало инциденту положила женщина, которая не могла выехать со стоянки перед церковью, потому что дорогу ей загораживала машина одного из армянских священнослужителей. Видимо, он был не слишком любезен с дамой, так что та вызвала на подмогу своих знакомых. Слово за слово, и перепалка, в которой приняли участие и другие служители армянской епархии, дошла до драки.

Напомню, что грузинская полиция, как и патриархия, настаивают на чисто бытовой версии произошедшего конфликта, в рамках которой грузинское государство и ведёт уголовное расследование. Но армянская сторона склонна раздуть инцидент до якобы проявления религиозной и этнической нетерпимости в сегодняшней Грузии.

Второе сообщение гласит, что вскорости после первого происшествия на территории Грузии был поврежден магистральный кабель, соединяющий Армению с Европой, из-за чего прервалось интернет-обслуживание всей республики. А поскольку кабель был перерезан в нескольких местах, то сие даёт основание армянской стороне по "старой доброй" традиции опять узреть в ситуации антиармянские происки.

Как там было дело, будут выяснять соответствующие структуры Грузии. Они же сделают выводы и примут меры, независимо от "особого мнения" Еревана. Однако для Армении прозвучал своеобразный звоночек, или даже - звонок. Объясню почему.

Может быть, эти две, скажем так, выраженные антиармянские акции на протяжении нескольких суток в толерантной обычно Грузии - это простое совпадение, но, тем не менее, я на месте официального Еревана задумался бы. Ведь Грузия осталась едва ли не единственным горлышком в бутылке международной изоляции, в которую Армения вследствие откровенно авантюристической преступной политики сама себя загнала.

И вместо грозных нот МИДу Грузии и жёстких требований расследовать уличную драку чуть ли не по статье "Терроризм", может быть, Еревану следовало бы задуматься, почему спокойные и толерантные обычно грузины вдруг встали на дыбы. Может быть, им не понравился усиленно подогреваемый из Еревана региональный армянский сепаратизм, бурным цветом расцветающий в грузинской Самцхе-Джавахетии, которую армяне демонстративно зовут на свой манер Джавахк? Или грузинским патриотам не по нраву ползучая аннексия Армении в Квемо-Картли, где армянская сторона, по некоторым сведениям, постепенно переносит государственную границу вглубь территории Грузии? А возможно, кому-то показались достаточно серьезными предупреждения о непосредственной опасности, исходящей от армянской мафии...

Я ничего не могу утверждать, и, уж конечно, не желаю участи сюжета песни, со строки из которой начал заметку, для милой моему сердцу Грузии. Но, как говаривал один популярный киногерой, "информация к размышлению" получена, и официальному Еревану стоило бы не махать кулаками, а задуматься... пока не поздно.

Ингвар Рюриксон, российский эксперт