Саргсяна оставят без российского оружия - нет ни денег, ни желания - ИНТЕРВЬЮ

Несколько дней назад заместитель министра обороны РФ генерал армии Анатолий Антонов объявил о том, что военные ведомства России и Армении близки "к подписанию соглашения о создании Объединенной группировки войск вооруженных сил" этих двух государств. Эта новость стала достаточно неожиданной для армянской стороны - там рассчитывали на нечто более осязаемое и материальное, например, на поставки оружия по "арсенальному кредиту". Вместо этого Россия вновь нашла для Армении место по своему усмотрению.
Учитывая постапрельское крушение надежд армянской стороны на российскую помощь против Азербайджана, новость об Объединенной группировке в Армении встретили холодно и с подозрением. Еще год назад, вероятно, такая перспектива вызвала бы восторги и стала бы поводом еще усерднее грозить Баку. Но после апреля все изменилось, и многое теперь видится в ином свете. В Армении четко поняли, что несмотря на наличие базы, союзничество в ОДКБ и прочие факторы, Россия не встанет на армянскую сторону в случае военного конфликта с Азербайджаном. То есть Объединенная группировка не будет служить этим целям, а, значит, она армянам неинтересна.
В то же время новости из Еревана вызывают некоторые вопросы. Например, не несет ли создаваемая группировка угрозу национальной безопасности Азербайджана? Каковые ее цели и на что может рассчитывать Ереван?
За ответами на эти и другие вопросы Day.Az обратился к главному эксперту Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу, военному эксперту Алексею Синицыну.
- Да, времена изменились. Еще недавно переброску на 102-ую российскую военную базу, к примеру, новых боевых ударных вертолетов, в Армении воспринимали как факт усиления собственных вооруженных сил. Но после апрельских событий этот энтузиазм у армян полностью пропал. Российское предложение о создании Объединенной группировки, которое последовало сразу после заключения соглашения об Объединенной ПВО РФ и РА, армянское общество встретило, мягко говоря, скептически: "Саргсян сначала продал или отдал русским небо, а теперь - армию".
Однако армянам невдомек, что такая Объединенная группировка войск России и Армении существует уже в течение 16 лет с того момента, когда в Сочи еще в 2000 году было подписано "Соглашение между Республикой Армения и Российской Федерацией по вопросам совместного планирования применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности".
Так вот, в эту самую группировку на сегодняшний день входят 102-ая база в полном составе и пятый корпус армянской армии. Естественно, что она включает в себя пограничников Армении и четыре российских пограничных отряда, которые охраняют внешние армянские границы. Скажу более, согласно Статье 9 Сочинского соглашения, и российская база, и армянский корпус живут, обеспечиваются, ведут боевую учебу и пр. и пр. по своим планам. Но в случае начала военных действий, группировка оперативно переходит в подчинение армянского генерала в должности заместителя министра обороны.
- Но ведь никакая Объединенная группировка российских и армянских войск не принимала участия в боестолкновениях начала апреля.
- Конечно, я специально подчеркну, что в те апрельские дни на российской базе даже не прозвучал сигнал боевой тревоги, войска не были приведены в состояние повышенной боеготовности и даже пограничники не перешли на т.н. "усиленный режим охраны границы". Справедливости ради, надо сказать, что и воинские части 3-ей Полевой армии Турции, прикрывающие армянское и грузинское направления, тоже не были подняты по тревоге во время обострения обстановки в Нагорном Карабахе. А все прекрасно помнят, какая предвоенная напряженность царила тогда в российско-турецких отношениях.
Весь мир, кроме армян, прекрасно понимает, что вся карабахская проблематика - это дело Баку и Еревана, и армянские ВС всегда будут оставаться один на один со своими азербайджанскими оппонентами, если Армения и дальше будет торпедировать миротворческий процесс.
И еще одно - договоры типа упомянутого армяно-российского соглашения в Сочи от 2000 года, зачастую носят весьма формальный характер. Их часто заключают, чтобы поднять в глазах младшего партнера собственную самооценку и создать иллюзию какого-то совместного принятия решений. Это, скажем так, общемировой тренд.
К примеру, каждая страна Евросоюза по полгода председательствует в этой организации. Летом прошлого года эту позицию, согласно ротации, занял крохотный Люксембург. Как раз основной повесткой тогда был долговой кризис в Греции. И кто-то верит, что решения по этому вопросу разрабатывались в Люксембурге, одно название которого переводится с верхненемецкого диалекта как "малый город", а не в Германии?
- Тогда возникает вопрос - почему же Россия в этом случае стремится к заключению какого-то нового соглашения с Арменией, если заключавшиеся ранее были только формальностью?
- Вообще-то, у российского министерства обороны есть такой план - создать подобные группировки на случай военного столкновения с НАТО. Уже создана Объединенная военная группировка Беларуси и России, в которую входят 20-ая армия Западного военного округа ВС РФ и все вооруженные силы Беларуси.
Не будем забывать, что и Турция - страна НАТО и, как бы стремительно не возрождались сейчас российско-турецкие отношения, военные ведомства обоих государств не могут не рассматривать друг друга как вероятных противников. Поэтому новая группировка, скорее всего, объединит 102-ую базу и 4-ый корпус армянской армии, который будет у россиян на подхвате - охранять коммуникации, тылы и пр. Но, как бы трудно не складывалась сейчас международная ситуация на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, ничто не говорит о том, что возможно военное столкновение между Россией, ОДКБ и НАТО. Все это пока чисто гипотетические угрозы.
На данный момент основные документы о создании военной группировки Москвы и Еревана пока не подписаны. Но армяне, верные себе, уже подсуетились и назначили своего командующего - генерал-майора Андраника Маркаряна. Может быть, у этого "полководца" уже есть свой штаб, куда входили, хотя бы, два основных управления - оперативное и разведывательное? Нет, конечно, ничего нет. Я не уверен даже в том, что Маркаряну выделили личный кабинет в министерстве обороны.
- В то же время в Армении уже сформировалось мнение, что русские предложением о создании Объединенной группировки войск сознательно усиливают позиции президента Саргсяна, против которого выступают все более широкие слои населения.
- Давайте, скажем сначала о других, не всегда явных мотивах Москвы. Сергей Шойгу уже подписал соглашение о взаимодействии с ВС Армении в "области выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановки в интересах Объединенной группировки войск двух стран". Надо сказать, что батальон радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты на 102-ой базе - самый малочисленный, если не сказать условный. Тогда почему бы не возложить ответственность за не самый важный участок обороны на плечи армян? Но те зря надеются, что Москва поставит им, например, РХМ-6 (разведывательную химическую машину), созданную на базе бронетранспортёра БТР-80. Это вооружение достанется базе. Армянам же придется довольствоваться какими-нибудь не самыми дорогими дозиметр-радиометрами и газоанализаторами токсичных газов из тех, что в карманах помещаются.
Потом, за всей этой возней с созданием группировки, на второй план отойдут бесконечные разговоры о поставках вооружений Армении по т.н. "арсенальному кредиту". Шойгу же в Ереване на пресс-конференции отказался отвечать на вопросы на эту щекотливую тему. Об этих поставках армянам придется пока забыть. Ситуация в сирийском контексте очень сложная, техника и вооружения должны идти туда, а не Еревану. У Москвы сейчас для такого альтруизма нет свободных средств, да и желания тоже не наблюдается.
И, наконец, в чем-то армянские оппозиционеры правы. Русские не собираются выводить свою базу, а гарантии ее пребывания твердо дает один Саргсян. Объединенная группировка войск усилит его позиции, и, во многом, позволит держать под контролем армянскую армию. Другими словами, Объединенная группировка, даже весьма условная, станет фактором сохранения в Армении внутриполитического статус-кво, но, как и прежде, не будет играть никакой роли в карабахском урегулировании.
Беседовала Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре