Профессор БГУ о развитии нанотехнологий в Азербайджане

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что человечество в своем развитии достигло огромных успехов. Открытия ученых во всех областях науки поражают воображение и одновременно приучают людей к тому, что ум и способности человека имеют неиссякаемые возможности.

Мы читаем о том, что ученые изобрели искусственную кожу, водонепроницаемую бумагу, что существует ткань, которая способна остановить пулю, что в чьем-то гардеробе уже скоро может появиться плащ-невидимка. Читаем, верим и знаем, что все это действительно существует.

Однако получить подобные предметы и вещества стало возможным только благодаря нанотехнологиям, которые сегодня рассматриваются не только как одна из многообещающих ветвей высокой технологии, но и как системообразующий фактор экономики XXI века, в котором экономика основана на знаниях, а не на использовании и переработке природных ресурсов.

Темпы научно-технического прогресса стали зависеть от использования искусственно созданных объектов наноразмеров. Появилась целая отрасль знаний - нанотехнологии - которая впитала в себя самые новые достижения физики, химии и биологии.

О развитии нанотехнологий в Азербайджане газете "Зеркало" рассказал заведующий кафедрой химической физики наноматериалов Бакинского государственного университета, доктор физических наук, профессор Махаммадали Рамазанов - автор 223 научных работ, 21 изобретения, включая 13 авторских свидетельств и 8 патентов

- Махаммадали муаллим, во многих странах мира, где отсутствуют академии наук, научно-исследовательские центры существуют при институтах, университетах.

- В Азербайджане отдельного института нанотехнологий нет. Впервые в нашей стране наноисследовательский центр создан в БГУ в 2005 году. Когда всем стало известно о том, что во всем мире наноисследовательское направление начинает бурно развиваться и для работы в этой области необходимы специалисты, было решено организовать или переквалифицировать кафедру, чтобы она занималось подготовкой кадров.

- Известно, что сейчас 62 страны мира занимаются развитием нанотехнологий.

- Да, это так. Первая государственная программа была принята в США в 2000 году. Америка - первая из всех стран мира, которая стала целенаправленно заниматься нанотехнологиями. Правительство выделило для этой цели на период с 2000 до 2004 год 3,5 миллиарда долларов. Через год Япония выделила почти такие же средства, потом Евросоюз - 4,8 млрд. евро и так далее.

Отмечу, что в 2007 году группа ученых университета под руководством ректора БГУ академика Абеля Магеррамова подготовила проект Государственной программы развития нанотехнологий, учитывая экономические перспективы развития Азербайджана, и направила в Кабинет министров. Оттуда эта программа была направлена в несколько министерств и комитетов, и от всех был получен положительный отзыв, но, к сожалению, до сих пор программа не принята, мы ожидаем ответа.

Впервые в БГУ создан научно-исследовательский центр, затем кафедра, потом в Авиационной академии создан наноцентр, в техническом университете создана лаборатория, в Государственной нефтяной компании открыт наноцентр, практически в 80% отечественных вузов на бакалаврском или магистерском уровне проходят курс или введение в нанотехнологии.

- Какие работы проводятся на вашей кафедре?

- У нас разрабатываются новые нанокомпозиционные структуры, обладающие суперпарамагнитными характеристиками. Мы получили фотолюминесцентные наночастицы в полимерной матрице и исследовали их характеристики. Мы сейчас вместе с нашими иранскими аспирантами сделали лекарственные препараты для предотвращения размножения раковых клеток. Это совместная работа физиков, химиков и биофизиков, которые выполнили целый цикл работ. Результаты этих работ опубликованы в престижных мировых иностранных журналах. Совместно с нашей Нефтяной компанией мы разработали применение нанотехнологий в нефтедобыче. Специалисты лаборатории нашего университета получили алюминиевые наночастицы, обладающие высокими каталитическими свойствами, и определили место их применения в нефтяной промышленности. Эта работа была в прошлом году представлена на Государственную премию, но мы, к сожалению, не прошли конкурс. Но получили отзывы на эту работу от известных мировых ученых, таких как гигант советской науки академик Б. Е. Патон, декан химического факультета МГУ академик РАН В. В. Лунин, нам написал отзыв академик А. Хавкин, который занимается в России нефтяным бурением; из США, из Румынии, из Израиля пришли положительные отзывы. Наши известные ученые дали хороший отзыв об этой работе, даже был снят фильм об этом...

- Откуда кафедра получает средства для работы?

- Для того, чтобы провести наноисследования, нужно иметь соответствующую аппаратуру, то есть ты должен иметь прибор, который может измерить один нанометр, потому что без него невозможно доказать и продемонстрировать результат своей работы. Наш ректор из бюджета БГУ выделил определенные средства, и мы в течение пяти-шести лет покупали приборы. Мы ведем свои разработки за счет средств БГУ и получаемых зарубежных грантов.

- А как вам удается получать гранты?

- Во всем мире наука финансируется из нескольких источников: финансирование из государственного бюджета; целевой бюджет, созданный для развития определенного направления; финансирование из частного сектора. У нас это, к сожалению, не развито.

- С чем это связано? Бизнесмены не хотят помогать науке?

- Нет, может, и хотят, но боятся. Ведь в науке, чтобы добиться результата, необходимо время, и сказать сразу о прибыли, которая может быть получена, нельзя. Возможно, поэтому бизнесмены не решаются. Продолжу далее об источниках финансирования. Есть международные фонды. Например, страны Евросоюза для развития своей науки объявляют конкурсы и указывают, в каких областях необходимо провести фундаментальные исследования.

Здесь участвуют все страны мира и совсем не обязательно быть страной Евросоюза. Но это все не так просто. Тебя и твою команду должен поддерживать какой-то известный европейский ученый, которого знают во всем мире. Мы работаем и постоянно следим в Интернете, где объявляются конкурсы, участвуем в них, проверяем себя. Мы направляем заявку, знакомим со своей идеей, со своей командой, показываем свои публикации, составляем бюджет для выполнения этой работы, обосновываем новизну, ожидаемую цель и представляем в центр на конкурс. Посланные заявки организаторами отправляются для получения отзыва своих экспертов. Через определенное время бывает опубликован список тех, кто выиграл грант.

- Какова вероятность получения гранта?

- Процентная доля прохождения проекта - приблизительно 5-7%. Первые 14 грантов я не выиграл, но выиграл 15-й и 16-й проекты. Потом опять не выиграл, но 18 заявка прошла. После этого я стал выигрывать. Мы получили гранты из США, Канады, Швейцарии, Саудовской Аравии. К сожалению, мы не смогли выиграть гранты из Фонда развития науки Азербайджана и не получили информации о причине.

- Много ли азербайджанских ученых, которые занимаются нанотехнологиями?

- Сейчас от многих можно услышать, что они занимаются нанотехнологиями. Здесь надо считать не количество, необходимо называть имена весомых ученых, которые работают в этом направлении. А откуда можно получить информацию об этом? Существует специальный центр, где можно узнать, кто из Азербайджана известен в этой области. Для этого достаточно воспользоваться Интернетом.

- Как вы считаете, пока вопрос правительственной поддержки нанотехнологий находится в стадии рассмотрения, может ли произойти отток местных молодых ученых за рубеж?

- Многие выпускники наших школ и лицеев учились за рубежом в престижных университетах и в настоящее время работают в различных странах мира. Они уже готовые специалисты: у них прекрасный багаж знаний, хорошая практика. Чтобы пригласить их сюда, им надо предложить хорошую зарплату. Есть ли у нас такая возможность? Возьмем наших нынешних молодых специалистов. Если их работу за рубежом оценят выше, они уедут. Мешать этому процессу не является задачей ученых. Защита интеллектуальной собственности - это задача государства. Любое государство, которое ценит свою интеллектуальную собственность, становится богатым. К сожалению, по уровню развития науки мы среди мировых государств находимся на 87-м месте. Это, в общем, потому что по отдельным наукам существуют разные показатели. Население нашей стpаны - 9 млн. человек, а, например, Швейцария с населением 7,8 млн. находится на 17-м месте, Турция - на 18-м.

- На какой стадии находится развитие нанотехнологий в Азербайджане?

- На переходной. Можно сказать, что мы особенно не опоздали, но с принятием программы необходимо спешить. Сейчас во всем мире приближается нанотехнологический бум.

Очень хочется надеяться, что мы не опаздываем с решением вопроса о нанотехнологиях, потому что этот процесс уже начат, его нельзя останавливать, нужно всячески способствовать его осуществлению. В нашей стране есть потенциал, есть высококлассные специалисты в этой области науки. 62 страны, которые приняли стратегические программы о развитии нанотехнологий, - это немало. Ежегодно эти страны делают огромные капиталовложения в эту перспективную область науки. Принятие программы и запуск рынка нанопродукции - это одни из важнейших задач, стоящих перед нами.