Театре оперы и балета показал невероятный "Аршин мал алан" - ФОТО
Автор: Улькяр Алиева,
доктор искусствоведения, профессор АНК
Всего дне недели прошло как восходящая звезда отечественной оперной сцены - Фатима Джафар-заде - выступила в дебютной партии забитой, а в последствии эмансипированной Севиль, брезгливо отвергающей в финале бывшего мужа. И первая интрига постановки музыкальной комедии "Аршин мал алан" гениального Узеира Гаджибейли заключалась в том, насколько очередной дебют Ф.Джафар-заде, но уже в партии наивной романтичной барышни Гюльчохры, искренне полагающей, что с милым рай в шалаше, будет способствовать раскрытию нового ракурса молодой вокалистки. Бакинская публика довольно взыскательна, тем более, учитывая столь всеми любимый музыкальный материал. И тем более, если рядом такой завидный жених - Рамиль Гасымов! Учитывая нынешнюю должность Р.Гасымова (отечественный тенор возглавил Дворец Гейдара Алиева), про него можно с полным основанием сказать: "Quru bəy yox - əsl bəydir!".
Вторая интрига заключалась в том, насколько гармонично будет взаимодействие опыта и мастерства Р.Гасымова с молодостью и воодушевлением Ф.Джафар-заде - это предстояло узнать и оценить отечественным меломанам в прошедший выходной.
А теперь поподробнее...
Мало кто из обывателей догадывается, что не только автором музыки, но и литературного текста двух своих бессмертных комедий - "Аршин мал алан" и "Не та, так эта" был сам Узеир бек. Отдельные выражения данных комедий уже дано стали крылатыми и вошли в обиходную речь. И до сих пор удивляешься их остроумию, жизненности и актуальности. В качестве примера можно привести слова Солтан бека: "Зятем своей дочери предпочитаю купца (читай: деловой человек, бизнесмен). А то эти инженеры-минженеры, дохтор-мохтор, адвокат-модвокат, учитель-мучитель... Форса много, а толку мало".
В репертуаре отечественного Театра оперы и балета представлены все музыкально-сценические произведения великого Узеир бека, которые дошли до наших дней, в том числе и его великолепные музыкальные комедии. С "лёгкой руки" известных кинофильмов комедии стали настолько хрестоматийными и в постановочном плане, что каждый спектакль на сцене невольно рассматриваешь сквозь призму знакомых с детства кадров. И в этом отношении большой респект Театру оперы и балета, что он бережно сохранил классический спектакль, без спорных, а порой нелепых инноваций и "экспериментальных" разработок в режиссерской концепции и новомодного эконом-класса в сценографии (наподобие трех белых стен и одной колонны).
Основная задача спектакля в постановке Хафиза Гулиева - это максимально приблизить эту классическую "комедии положений" к оригиналу (где комический эффект вызывают положения, ситуации, в которые попадают персонажи, и неожиданный поворот сюжета), к тому замыслу, которым исходил, прежде всего, сам Узеир бек. Каждый герой - определенный узнаваемый типаж, а артистическая индивидуальность каждого исполнителя совместно с вокальным мастерством помогли зажечь фейерверк юмора и жизнелюбия в столь знакомой постановке (любят исполнители порой "похулиганить" на сцене, благо сюжет позволяет).
Слово "игра" - ключевое по отношению ко всем вокалистам, которые тонко чувствуют меру условности происходящего на сцене, то вживаясь в маску персонажей, то словно выглядывая из-за нее. Очень много интересных микродействий комического плана, вынуждающих зрителя улыбаться на протяжении всего спектакля. Бодрые персонажи комедии У.Гаджибейли проказничали, как только позволяла им фантазия, лицедействовали и очень прилично спели не только сольные арии, но и ансамблевые номера.
Выше всяких похвал Фатима Джафар-заде. Роскошная, а местами просто божественная музыка У.Гаджибейли требует особой техники исполнения: стильного, точного, легкого и даже полетного, кристальных интонаций в фиоритурах и исключительной дикции - здесь нужен только талант и хорошее пение. И того, и другого очаровательной, сценически эффектной, статной красавице Ф.Джафар-заде не занимать. Но еще большее очарование оставила актерская игра молодой исполнительницы. Ее героиня - наивная, любопытная, испытывающая свою первую влюбленность барышня. И, как единственная дочка немолодого отца - немного капризная, упрямая, при этом ни на минуту не утрачивающая своего чисто женского кокетства и очарования.
Несмотря на разную жанровую основу, есть что-то общее в музыкальной характеристике дебютных героинь - Севиль и Гюльчохры - в выразительном исполнении Ф.Джафар-заде: это непримиримость с судьбой. Обе героини любящие и страдающие от разлуки с близкими людьми. Севиль страдала из-за разлуки с сыном, а Гюльчохра разрывалась в плаче скорбя по расставанию с возлюбленным. Не говоря уже об открытом протесте - люблю и выйду замуж за бедного аршин-малчи, которого даже имени не знает. Все это невольно навевает на мысль, что Узеир бек намного опередил свое время: опираясь на основу типичной dramma giocoso (веселая драма), создав образ весьма эмансипированной (даже по современным меркам) героини.
И все же центральным мужским персонажем, определяющим "температуру" этого легкого искристого музыкального опуса, является титульный герой. Пластичный вокал Рамиля Гасымова технически подвижен и легок, с ясной и точной дикцией, без "пропаданий" нот в пассажах. В плане актерского исполнения Р.Гасымов сразу же стал выстраивать сценический образ скучающего сибарита (живущего в роскоши человека), мечтающего (как истинный купец), увидеть и выбрать "товар" (то есть невесту) до свадьбы. Рамиль Гасымов на протяжении всего спектакля демонстрировал вокальную щедрость и очаровывал не только главную героиню, но и весь зрительный зал. И даже в образе коробейника (аршин-малчи) выглядел настоящим франтом, словно подчеркивая, что только наивная Гюльчохра не смогла заметить столь очевидный факт.
Весьма примечательно смотрелись "оперные старики". Каждый раз смотришь спектакль с участием Гюлюстан Алиевой и приятно удивляешься ее цветущей внешности. Создается впечатление, что, как и героиня фантастической комедии К.Чапека, исполнительница знает состав элексира молодости. И глядя на такую привлекательную тетушку Джахан, искренне веришь, что даже солидный, ворчливый отец семейства Солтан бек в исполнении Джахангира Гурбанова, на попечении которого две девицы на выданье, не смог устоять перед такой красотой, раскрыв свои матримониальные намерения в знаменитых комических куплетах "Sən dul, mən duI. Gəl mənə bənd ol". В партии Солтан бека в основном превалируют разговорные диалоги и тут важен актерский талант. Солтан бек - Дж.Гурбанов активно и небезуспешно флиртовал с потенциальной невестой, возмущенно выкрикивал "Мал алан?!" на звуках subito forte (внезапно громко) в сцене признания Гюльчохры, неспешно вел "переговоры" с Сулейманом по поводу сватовства, да так, что смех в зрительном зале раздавался не реже аплодисментов.
Верный своей дружбе Сулейман - Турал Агасиев, все в том же знакомом облике азербайджанского дэнди начала ХХ века, с интересом посматривал на Сабину Вахаб-заде, которая уже второй спектакль подряд исполняет роль мудрой родственницы и практичной подруги главных героинь Фатимы Джафар-заде. И на этот раз С.Вахаб-заде не без кокетства упрекала то свою кузину, то новоявленного возлюбленного в песне "Gözəlim, yar gözəlim" и сразу же дала утвердительный ответ на брак с Сулейманом-Т.Агасиевым не ожидая окончания формального обращения к ней дяди по поводу предстоящего брака (а зачем терять время на раздумья, имея столь привлекательного во всех отношениях кавалера?).
Весьма колоритно смотрелся Садиг Меликов с богатой мимикой партии Вели, которому лукаво подыгрывала Гюльяз Мамедова-Телли дефилируя по сцене, нарочито-соблазнительно покачивая бедрами перед столь потенциально-"денежным" ухажером. Нельзя не отметить Мулаим Хасратову в роли неказистой (с большим накладным носом и большой родинкой на щеке) озабоченной клиентки, появляющейся в боковой ложе бенуара, вызывая ассоциацию с вышедшей на балкон дамой в активном поиске жениха. Роль эпизодичная, но сыграно колоритно-ярко и запоминающе.
Интерпретировать гаджибековскую партитуру и на сей раз доверили маэстро Орхану Гашимову (трудолюбие молодого маэстро просто поражает!). Ничего, кроме искреннего одобрения, эта работа вызвать не может. Уже начиная с увертюры, маэстро задал интригу раскрываемому сценическому действию. Гаджибековский материал звучал, как и должен был - аккуратно, легко, воздушно, не перекрывая своим аккомпанементом звучность солистов.
В целом в комедийно-ярком спектакле всегда есть место изящному остроумию и легкой фантазии. Вот и музыкальная комедия "Аршин мал алан" с запутанной и счастливо разрешенной фабулой еще раз подтвердила, что успех в любовных делах "замешан" на тесном взаимодействии душевных симпатий с финансовыми возможностями. А если прибавить достойный музыкальный уровень спектакля, то буффонадный вечер в стенах Театра оперы и балета вполне можно назвать настоящим праздником, который был отмечен овациями публики на финальном поклоне.
P.S. Как часто от зрителей приходится слышать вопрос: "В оперном театре всегда зрительный зал так заполнен или сегодня какой-то особенный спектакль?". Театр оперы и балета - одна из немногих сценических площадок республики, в котором даже рядовой спектакль вызывает большой интерес у публики. Этому есть ряд объяснений - грамотная репертуарная политика, интересный состав исполнителей. И даже кто впервые попадает в этот театр, имеет тенденцию прийти еще раз. И заполненный зал каждого спектакля является лучшим проявлением искреннего интереса бакинской публики к Театру оперы и балета.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре