Центробанки мира ищут выход из кризиса, а ЦБА Азербайджана - прибыль

Банковский рынок в последнее время стал для регуляторов средоточием проблем. Мировой финансовый кризис ввел банковские рынки многих стран в состояние тревоги, и регуляторы вынуждены постоянно проводить различного рода мониторинги для выявления возможных слабых сторон различных банков, которые могут привести к новому витку кризиса. Постоянный поиск усовершенствования различных механизмов управления финансового рынка - обычное в эти дни явление для центральных банков.

Не стал исключением и Центральный банк Азербайджана, хотя он, в отличие от Европейского центрального банка, обеспокоен не наличием государственного долга, а проблемой получения максимальной прибыли от имеющихся у страны стратегических резервов, которые в разы превышают государственный долг.

Усовершенствование механизма управления стратегическими валютными резервами Азербайджана обеспечит увеличение уровня доходности по ним, сказали Trend в Центральном банке страны. Эти меры предусмотрены в "Плане действий на 2011-2015 годы по реализации Госпрограммы по сокращению бедности и устойчивому развитию на 2008-2015 годы", утвержденном президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым 28 июня 2011 года. "В этом направлении предусматриваются диверсификация инвестиционных активов, применение передовых методов на каждом этапе инвестиционного процесса, оптимизация эффективности управления резервами посредством расширения зарубежного управления", - сказали в Центробанке.

По состоянию на первое июля стратегические валютные резервы страны составили 37,5 миллиарда долларов, 19 процентов (6 947,5 миллиона долларов) из которых приходятся на валютные резервы Центрального банка. Основная часть сформирована за счет активов Госнефтефонда Азербайджана - 10 002,8 миллиона долларов, остальная часть приходится на депозиты правительства (Министерства финансов).

"Стратегические валютные резервы страны являются важным показателем, характеризующим экономическую безопасность Азербайджана, а также значимым финансовым источником для достижения целей социально-экономического развития, - сказали в ЦБА. - В то же время управление этими резервами в зарубежных активах способствует поступлению в страну большого объема доходов".

Менеджерами ГНФАР являются Управление казначейства Всемирного банка, банки Clarident (подразделение Credit Suisse) и Deutschebank Asset Management, а Центробанка - казначейство ВБ, швейцарский банк UBS и американский JP Morgan.

В свою очередь Центральный банк России озабочен различными схемами вывода средств из банков и соответственно весьма решительно настроен на то, чтобы навести порядок в данном вопросе.

Центробанк РФ разделит депозитарии на те, которым доверяет, и те, которые вызывают у него сомнения, пишет "Коммерсант". Банк выпустил проект указания "Об особенностях формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые в соответствии с применимым правом подлежат удостоверению депозитариями". Его задача - сделать для банков экономически невыгодными хранение и учет прав на ценные бумаги в сомнительных депозитариях. Причем к сомнительным ЦБ отнес большинство действующих игроков. Так, сомнительными являются депозитарии, которые: не входят в список депозитариев Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) для учета прав на иностранные ценные бумаги; не являются центральными или расчетными депозитариями; не имеют депозитарного рейтинга от международной рейтинговой компании Thomas Murray не ниже уровня А+; не имеют собственного рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже BB- по S&P и Fitch или Ba3 по классификации Moody's; не входят в банковскую группу или холдинг, чья головная организация имеет собственный рейтинг не ниже указанного уровня, либо не находятся под существенным влиянием кредитной организации, имеющей такой рейтинг. По оценке директора депозитария Сбербанка Юрия Дубина, судя по критериям, прописанным в проекте указания ЦБ, из почти 700 компаний, имеющих лицензию ФСФР на депозитарную деятельность, большинство депозитариев будет отнесено к категории наименее надежных. "Оценочно я бы сказал, что установленным критериям могут соответствовать лишь около 200 игроков", - предположил Дубин. Согласно проекту указания ЦБ, банки, которые пользуются услугами сомнительных депозитариев по хранению и учету прав на ценные бумаги, должны будут создать стопроцентные резервы по ним.

Благодаря выпискам из депозитариев, удостоверявших "наличие" на самом деле не существовавших ценных бумаг, банкам так называемой группы Матвея Урина (Славянский банк, Традо-банк, Донбанк, банк "Монетный дом", Уралфинпромбанк, Соцгорбанк) долгое время удавалось маскировать масштабный вывод из них активов. Банкротство этих банков стоило в итоге государству более 15 млрд руб. выплат их вкладчикам из фонда страхования вкладов. В последующем схема, изобретенная Матвеем Уриным, неоднократно использовалась и не связанными с ним банками (NEWSru.com).

А вот ряду центральных банков европейских стран придется думать, как укрепить финансовое состояние некоторых банков, которые в случае дальнейшего ухудшения финансовой ситуации могут оказаться в весьма стесненном положении.

Восемь европейских банков не прошли стресс-тестов, проведенных Европейским банковским управлением (European Banking Authority, EBA), сообщает агентство Bloomberg. В общей сложности этим банкам требуется дополнительный капитал в размере 2,5 млрд. евро. Участники финансового рынка не вполне удовлетворены результатами стресс-тестов европейских банков, подвергая сомнению жесткость проведенных испытаний, пишут мировые СМИ.

Тестированию был подвергнут 91 европейский банк. Сценарии, на основе которых оно проводилось, включают в себя снижение ВВП еврозоны на 0,5% в 2011 году, 15%-ное падение европейских фондовых рынков, а также возможные потери банков по операциям с суверенными облигациями. Результаты стресс-тестов показали, что восемь банков имеют недостаточные резервы для того, чтобы сохранить коэффициент достаточности базового капитала первого порядка (Core Tier 1) на уровне 5% в случае замедления темпов экономического роста.

Банки, провалившие стресс-тесты, должны представить план по привлечению капитала в течение трех месяцев. "Любой банк, не справившийся со стресс-тестом, может столкнуться с проблемами при привлечении средств, потерей доверия акционеров и риском понижения кредитного рейтинга, - отмечает партнер PricewaterhouseCoopers Стив Пирсон. - Опыт показывает, что наиболее рискованные фининституты вынуждены повышать ставки, чтобы удержать средства клиентов на депозитах".

Банк Испании объявил, что пять банков страны не справились со стресс-тестами - ими оказались Banco Pastor, Catalunyacaixa, Unnim, Cam и Caja3. Кроме того, не прошли тесты греческие Agricultural Bank of Greece и Atebank, а также австрийский Volksbanken (о приобретении восточноевропейского подразделения этого банка, Volksbank International (VBI), накануне объявил Сбербанк России).

Все итальянские и британские банки справились со стресс-тестами, также об их прохождении объявили Erste Group и Raiffeisen Bank International. Еще 16 европейских банков с небольшим запасом прошли требования стресс-тестов. Полученный результат, когда лишь 8 из 91 протестированного банка не прошли экзамен, ставит под сомнение заявления, что эта проверка будет достаточной для восстановления доверия инвесторов к финансовой системе еврозоны, пишет Financial Times.

Аналитики считали, что до 20 европейских банков не пройдут стресс-тесты и после этого будут вынуждены привлечь десятки миллиардов долларов нового капитала, пишет The Wall Street Journal. Аналогичный тест уже проходил в прошлом году, но его результаты были подвергнуты сомнению рынком из-за чрезмерной мягкости требований. По данным агентства Bloomberg, новая проверка не учла в полной мере текущие рыночные ожидания в отношении долгов ряда европейских стран. Так, вероятность дефолта в проверке не принималась во внимание, а рынок оценивает ее на уровне 87%. По португальским облигациям учитывалась возможность списания 22,3% их стоимости, тогда как эти бумаги уже сейчас торгуются на уровне 54% от номинала. "Публикация этих результатов не развеет сомнения инвесторов в прочности банковского сектора ЕС", - цитирует The New York Times экономиста Ernst & Young Мари Дирон. Сторонники проведенных тестов говорят, что банки за последнее время сами предприняли шаги по повышению запаса финансовой прочности, что и сказалось на итоговом результате. Проведенная проверка, считают они, значительно повысит прозрачность европейской банковской системы (finmarket.ru).