Баку не станет для ЕС одним из многих. Эксперты о саммите в Риге

Рижский саммит "Восточного партнерства" завершился, оставшись в памяти рядом проблемных ситуаций. Несовершенство европейской политики, нередко демонстрирующее себя в отношении Азербайджана, стало еще более явным. Саммит должен был способствовать большему сближению, однако разочаровал тех, кто возлагал на него особые надежды. Собрать воедино необъединимое без изменения подходов оказалось трудной задачей для политиков ЕС. В чем причина? Об этом мы побеседовали с экспертами. 
 

Рижский саммит "Восточного пространства" в целом оправдал связанные с ним ожидания. Такое мнение высказал Day.Az азербайджанский эксперт, руководитель Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде.
 

Поясняя свою мысль, он отметил, что еще накануне стало известно, что Азербайджан не намерен подписывать в Риге никаких двусторонних соглашений с ЕС, что уже само по себе не сулило никаких сюрпризов, по крайней мере, для Баку. Да и ожидания остальных участников программы, связанные с достижением прогресса по приоритетным для них темам, также не оправдались.
 

Еще накануне стало известно, что Азербайджан не намерен подписывать в Риге никаких двусторонних соглашений с ЕС

Жесткая позиция России по саммиту, нежелание Берлина и Парижа продолжать портить отношения с Москвой, создали фон, который не способствовал принятию радикальных решений.

"Да и сами участники программы были откровенно по-разному настроены. Скажем, Минск и Ереван отказались обсуждать пункт итоговой декларации по Крыму, в то время как прочие делегации, напротив, считали этот пункт принципиальным. Азербайджан высказал претензии по ряду моментов, в частности, касательно вопроса территориальной целостности. После долгих споров наша делегация все же решила подписать декларацию, правда, с оговорками", - подчеркнул Велизаде.

Важно отметить, что проблемы согласования окончательного текста Рижского саммита выявили и подчеркнули не только принципиальные различия между участниками программы, но и проблемы в подходах Евросоюза к реализации политики "Восточного партнерства", считает эксперт. Заявление канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что программа не является средством для последующего вступления ее участников в ЕС, прозвучало отрезвляюще для тех, кто питал иллюзии по поводу перспектив своего в ней участия.

По словам нашего собеседника, в отличие от них, Азербайджан всегда занимал прагматичную позицию и не рассчитывал на полноправное членство в Евросоюзе. Официальные лица страны неоднократно выступали с заявлениями о том, что Азербайджан согласен строить равные партнёрские отношения с ЕС, будь то в рамках ВП или же в рамках двусторонних отношений.

Велизаде напомнил, что министр иностранных дел страны Эльмар Мамедъяров в самый канун саммита заявил, что азербайджанская сторона повезет в Ригу проект двустороннего соглашения о партнерстве с ЕС.
 

Теперь во многом от самого ЕС зависит, какой будет перспектива участия Азербайджана в "Восточном партнерстве"

"Согласится ли Брюссель с предложениями Баку и как будет проходить процесс согласования, мы узнаем в последующие месяцы. В любом случае, мяч, образно выражаясь, находится на поле Евросоюза. И теперь во многом от самого ЕС зависит, какой будет перспектива участия Азербайджана в "Восточном партнерстве"", - резюмировал Ильгар Велизаде.

По мнению российского эксперта Олега Кузнецова, каждая группа участников "Восточного партнерства" в рамках рижского саммита стремилась достичь своих политических целей.
 
"При этом следует говорить именно о политических, но никак не об экономических целях и приоритетах, потому что в качестве таковых сегодня выступает индивидуальное выживание каждой европейской страны в отдельности в условиях искусственно спровоцированного глобального экономического кризиса", - сказал Кузнецов в беседе с Day.Az.


"Европейский Союз сегодня в первую очередь озабочен латанием бреши в своей экономике, вызванной вот уже многолетним балансированием Греции на грани дефолта и ее угрозой выхода из валютно-финансовой зоны евро. Тут еще совсем не вовремя подоспела Украина, экономическое выживание которой уже сегодня требует 17 млрд. долларов. Когда у ЕС объективно нет денег на развитие макроэкономики, в том числе и в рамках программы "Восточного партнерства", ему ничего другого не остается делать, как говорить о политике. Благо, что подобные разговоры инвестирования не требуют", - заметил наш собеседник.

Комментируя мнение, что итоговая декларация еще раз продемонстрировала применение Европой к Азербайджану "двойных стандартов", эксперт сказал следующее:
 

Важны рычаги косвенного давления на Азербайджан, одним из которых и является нагорно-карабахский конфликт

"Азербайджан, к слову, как и Россия, является страной с богатейшими природными ресурсами, которые сегодня транснациональные корпорации могут разрабатывать в объемах, которые им предоставляет азербайджанское государство, но контролировать напрямую не могут. Поэтому для них столь важны рычаги косвенного давления на Азербайджан, одним из которых и является нагорно-карабахский конфликт".

Российский эксперт подчеркнул, что в Минскую группу ОБСЕ помимо России входят в качестве сопредседателей представители еще двух стран, являющихся членами и локомотивами экономики Европейского Союза. Исходя из количественных показателей своего представительства, ЕС должен был бы прилагать в два раза больше усилий по возвращению Азербайджану оккупированных территорий, однако он в этом направлении не делает абсолютно ничего, подчеркнул Олег Кузнецов.

"Для них нагорно-карабахский конфликт - это не трагедия азербайджанского народа в целом или миллиона его представителей, а всего лишь внеэкономический инструмент большой игры очень больших финансов под названием "глобальная власть над миром". Европейский Союз также является одним из инструментов такой игры, а поэтому все инструменты в составе оркестра должны играть согласованно и синхронно в соответствии с заранее написанной партитурой и подчиняясь руководящим движениям дирижерской палочки. И пока Азербайджан сохраняет государственный контроль за своими энергоресурсами, "симфонический оркестр" ЕС будет всегда играть против него", - заявил российский эксперт.
 

Пока Азербайджан сохраняет государственный контроль за своими энергоресурсами, "симфонический оркестр" ЕС будет всегда играть против него

В свою очередь, польский политолог Бартош Мендык считает, что эффективность рижского саммита следует оценивать под различными углами. Евросоюз подтверждает желание о расширении, но с учетом общей ситуации не в состоянии озвучить конкретные сроки для стран-кандидатов, сказал политолог Day.Az.
 

К примеру, по его словам, в заключительной декларации не указана даже приблизительная дата отмены виз, а этого требуют Украина и Грузия. Указано лишь, что Европейская комиссия до конца 2015 года должна представить отчеты о выполнении Украиной и Грузией условий, необходимых для входа в ЕС.

"Я считаю, что почувствовать себя разочарованной может Грузия, бывшая самым большим евроэнтузиастом. Этой стране дали понять, что Тбилиси получит безвизовое сообщение с ЕС только после того, когда подобные условия получит Киев, а об этом говорить еще преждевременно. Ситуация на саммите была трудной еще и потому, что год назад Армения не только отказалась от евроинтеграции, но и вступила в конкурентный союз России, Беларуси и Казахстана. Можно сказать, что Армения и согласна, и не согласна с участием в Партнерстве. Страны ЕС не знают, как решить проблемы этой страны", - сказал Мендык.

По его мнению, европейские дипломаты также не знают, как вести себя по отношению к Азербайджану. Страны ЕС однозначно хотят видеть Азербайджан своим партнером и многократно подтверждали принцип его интегральности, однако они не знают, как решить карабахский конфликт, что является преградой на пути в ЕС.
 

Для Азербайджана этот саммит показал, что двусторонние контакты с государствами ЕС являются наилучшим решением

Для Азербайджана этот саммит показал, что двусторонние контакты с государствами ЕС являются наилучшим решением, считает наш собеседник. Если Азербайджан захочет усилить степень интеграции, то ЕС поставит ряд условий для того, чтобы выйти на этот почти 10-миллионный, богатый сырьем рынок, который необходим ЕС в целях диверсификации. Эти условия хоть и будут направлены на развитие, но определенная их часть будет просто невыгодна Азербайджану. Кроме того, ЕС не решит самой важной проблемы Азербайджана - карабахской, так как ключи от ее решения находятся в Москве, отметил Бартош Мендык.

"Считаю, что ближайшее будущее Азербайджану следует посвятить завершению крупных международных энергетических и инфраструктурных проектов. Укрепление международного стратегического, а также тактического потенциала позволит решить насущные проблемы Азербайджана", - заключил польский эксперт.