Армения пишет новую "версию" истории Кавказа
Ни для кого не секрет, что Армения уже долгое время переживает все более углубляющийся социально-экономический кризис, обернувшийся массовым исходом населения из страны. Еще более удручающая ситуация складывается на оккупированных азербайджанских территориях Карабаха. За последние 20-25 лет население как Армении, так и оккупированного армянами Карабаха сократилось почти вдвое, что красноречиво говорит о бедственном положении и безысходности здесь.



 

Если раньше бюджет местных армян пополнялся посредством денежных поступлений от родственников, работающих в России, странах СНГ и других государствах, то теперь в связи с глобальным кризисом и эта статья дохода сошла на нет. К тому же Армении в долг уже не дают даже такие стратегические партнеры, как Россия, поскольку нет смысла и рентабельности ссужать деньги экономически безнадежному и хронически дотационному государству.

Если прежде в Армении долго пели дифирамбы и восхваляли Россию, русское наследие, культуру и роль, то теперь, найдя нового спонсора и покровителя в лице Ирана, официальный Ереван решил воспевать все "персидское, иранское".

В этой ситуации, официальный Ереван связывает большие надежды с Ираном, который обещает вкладывать инвестиции и давать в долг, что, по мнению армянских экспертов, позволит спасти от коллапса как Армению, так и оккупированные территории Карабаха. Однако у официального Тегерана есть несколько условий, выполнение которых может открыть армянским властям ручеек иранских инвестиций.

Одним из условий является лояльное отношение к Исламу шиитского толка и иранской идеологической пропаганде. Именно поэтому в последнее время в армянских и зарубежных СМИ появилась масса материалов об истории армян-мусульман, исламском наследии Армении, исторической роли армян-мусульман на Востоке. Например, публикуются материалы о "персидских, иранских" мечетях, в частности Голубой мечети Еревана, религиозных памятниках в Армении и на оккупированных землях Карабаха.

Однако все это наследие создано в средние века азербайджанскими правителями Эриванского, Карабахского и других ханств. Более старые мечети построены в период азербайджанской империи Сефевидов, государств Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Но армянская сторона сегодня продвигает постулат, что это "персидское" наследие, не имеющее никакого отношения к азербайджанцам.

Буквально на днях, 16 августа распространена информация о том, что собранием мусульман Армении "учрежден пост муфтия республики, компетенция которого распространяется также и на непризнанную Нагорно-Карабахскую республику". Эту должность занял Арсен Сафарян - выпускник идеологического центра Ирана, семинарии города Кум. Муфтий Армен Сафарян и созданный армянский муфтият будут под патронажем Ирана заниматься вопросами Ислама, религиозных памятников и образования в Армении и оккупированных землях Карабаха.

19 августа в российской "Независимой газете" опубликован материал некоего политолога Антона Евстратова под названием "Колокольни и минареты Карабаха", в котором автор опять-таки называет "персидским, иранским" мусульманское наследие региона. Ссылаясь на неких армянских блогеров и прочих проходимцев, А.Евстратов утверждает, что мечети Агдама, Шуши и других оккупированных азербайджанских городов "являются типичными иранскими культовыми сооружениями". При этом в материале отмечается, что на оккупированных азербайджанских землях "были отремонтированы пять таких объектов - три мечети, одно медресе в городе Шуша и мечеть в городе Агдаме".

Интересная армянская логика - изгнать азербайджанское коренное население, затем разрушить его наследие и теперь "восстановить" под названием "персидское, иранское", тогда как персы вообще не являлись населением Карабаха или нынешней Армении. Да и средневековые "персидские империи" созданы азербайджанскими правителями, аристократией и населением.

Уже в начале XIX века после присоединения к России на Кавказе азербайджанских земель, постепенно было предана забвению роль азербайджанского народа, культуры и истории на землях упраздненного самодержавием Эриванского, Карабахского, Нахчыванского и других ханств. Появилась традиция называть азербайджанское население "татарами", "закавказскими турками" и т.д.

Предано забвению историческое название Азербайджан на Кавказе и эти земли были раздроблены на новые административные единицы в составе Российской империи. А после того, как в начале XX века в Иране пала последняя азербайджанская правящая династия Каджаров и к власти пришли персидские националистические круги, они начали искоренять все азербайджанское на территории Ирана. В итоге, как на Кавказе, так и в Иране азербайджанское население, культурное, духовное и архитектурное наследие оказались практически под запретом.

В рамках исследовательских проектов, осуществляемых под руководством политолога Фуада Ахундова, нами собрано большое количество указов российских императоров, международных договоров, тайной переписки дипломатов и отчетов высокопоставленных военных XVIII-XIX вв., где азербайджанцы четко указаны как этно-политическая единица и территории Азербайджана, в которые входили Эривань, Нахичевань, Карабах и др. Эти материалы собираются коллективом Центра истории Кавказа и публикуются в СМИ, готовятся фильмы и книги по "белым пятнам" истории Азербайджана.

Выглядит несерьезно, когда ныне армянские исследователи заявляют, что мусульманские правители и население Армении или Карабаха были этническими "персами". Многочисленные средневековые крепости, мечети, медресе, бани и другие постройки на Южном Кавказе учеными относятся к азербайджанскому стилю. Специалисты четко отличают азербайджанские ковры, мугам (национальную музыку) от персидской, однако армянские пропагандисты продолжают лукавить и называть "персидским" все азербайджанское наследие, с целью скрыть существование многовекового пласта азербайджанской культуры и истории в регионе.

Центр истории Кавказа публикует материалы и архивные источники, благодаря которым видно, что в XVIII-XIX вв. в период завоевания царской Россией территорий Кавказа здесь фиксировались обширные исторические земли Азербайджана, азербайджанская государственность в виде различных ханств. Более того, азербайджанский язык был linguafranca для народов региона, а культура, музыка, кулинария и искусство являлись феноменом всего Кавказа.