Петиция Григоряна достойна не Госдумы, а консилиума психиатров

Вчера в Интернете появился занятный документ. Составленное неким Гамлетом Григоряном воззвание представлено петицией в Государственную Думу России и призывает ни много ни мало "законодательно объявить о недействительности Русско-турецкого договора от 16 марта 1921 года".

О чем, собственно, речь и есть ли вероятность, что некто Григорян будет услышан в ГД? Об этом Dаy.Az побеседовал с известным российским историком и политологом Олегом Кузнецовым.

- Петиция Григоряна, адресованная Госдуме, вызвала резонанс не только в армянской, но и азербайджанской прессе. Эта тема, возможно, и не занимала бы нас, если бы в последнее время армянство не развернуло такую активную деятельность в российском направлении, воспользовавшись обострением отношений между Москвой и Анкарой. Как вы могли бы прокомментировать этот "документ"?

- Я понимаю, чем вызван повышенный интерес азербайджанской прессы в отношении этого, мягко скажу, неоднозначного текста, - в нем в который уже раз представитель армянской стороны нагорно-карабахского конфликта формулирует и аргументирует территориальные претензии своих соотечественников в отношении Нахчывана, якобы незаконно отторгнутого у армян в пользу Азербайджана в 1921 году на основании, как им кажется, Московского и Карсского договоров.

Практически целый год я занимался изучением политических, дипломатических и юридических хитросплетений, окружавших и до сих пор окружающих эти международно-правовые документы, результаты своих изысканий представил в нескольких научных публикациях, переведенных на несколько языков мира, и не услышал в свой адрес ни одного упрека от коллег, даже армянских или проармянски настроенных. А это значит, что моя точка зрения, как минимум, не входит в противоречие с существующими в научном сообществе представлениями. Поэтому я с полной ответственностью могу сказать, что умопостроения Гамлета Григоряна с первого и до последнего слова - игра воображения некомпетентного человека.

Позволю себе несколько слов об исторических событиях, предшествовавших заключению Московского и Карсского договоров 1921 года.

После провозглашения свой национальной независимости весной 1918 года, новообразованные страны Закавказья - Азербайджан, Армения и Грузия - первыми получили свое международно-правовое признание как самостоятельные субъекты международного права со стороны ни кого-нибудь, а именно Османской империи во время Батумской мирной конференции (май-июнь 1918 года).

В соответствии с заключенным 4 июня Договором о мире и дружбе между Оттоманской Портой и дашнакской Республикой Армения (не путать с современной Республикой Армения), территория последней включала в себя Ново-Баязетский (за исключением Басаркечара), части Эриванского, Эчмиадзинского и Александропольского уездов бывшей Российской империи. Дашнаки это приняли и согласились. О вхождении территории Нахчывана в состав Республики Армении речи не шло. Таким образом, с точки зрения международного права, Нахчыван никогда не только не находился под юрисдикцией Армении, но даже никогда не входил в список территорий, на которые та могла бы претендовать, если другие страны Закавказья согласились бы удовлетворить ее требования.

Затем последовала армяно-турецкая война 1920 года, во время которой войска Муссы Казям Карабекира загнали армянских солдат высоко в горы и подписали с дашнаками в ночь со 2 на 3 декабря 1920 года Александропольский договор, согласно которому Армения признавалась "временно находящейся под протекторатом Турции" территорией, а также признавала "неоспоримую историческую, этническую и юридическую связь с Турцией".

Согласно этому договору Армения оставалась в прежних границах, и ни о какой претензии на Нахчыван речи также не шло. Последовавшая буквально через день советизация Армении отменила действие Александропольского договора, но факт остается фактом: любой намек на принадлежность Нахчывана Армении вызывал у Еревана болезненную отрыжку.

Установление советской власти на Южном Кавказе привело к появлению Московского договора о мире и братстве и Карсского договора о мире 1921 года, в текстах которых Нахчыван признавался автономной территорией сначала под протекторатом, а потом - под покровительством Азербайджана.

Скажу больше: советская Россия в 1921 году не вмешивалась в определение границ на Южном Кавказе - согласно Карсскому договору это дело было прерогативой трехсторонней совместной турецко-азербайджанско-армянской комиссии по пограничному урегулированию, в работе которой московские большевики участия не принимали.

Есть еще один интересный юридический факт: в 1923 году нахчыванские большевики заявили о ликвидации автономии и вхождении территории Нахчывана в состав Азербайджана на правах уезда, т.е. о присоединении Нахчывана к Азербайджану. Это вызвало резкий протест со стороны Турецкой Республики и стало одной из причин роспуска в 1924 году Закавказской социалистической федеративной советской республики и образования на ее территории трех самостоятельных советских социалистических республик - Грузии, Армении и Азербайджана, а в составе последнего - первой в истории СССР автономной советской социалистической республики - Нахчыванской АССР с собственной конституцией.

Я не случайно дал столь пространный историко-правовой комментарий событиям на Южном Кавказе между распадом Российской империи и советизацией региона. Этим я хотел показать, что Армения кроме собственных фантазий никогда не имела, не имеет и в будущем не должна иметь никаких юридических прав на Нахчыван.

- Хорошо, с юридической частью вопроса мы разобрались. А как вы оцените петицию Гамлета Григоряна с политической точки зрения? Может ли она иметь какие-то практические последствия?

- Я уже говорил об этом азербайджанским масс-медиа, но повторюсь еще раз: Григорян взял на себя и даже присвоил себе несвойственную и не предоставленную законом функцию законодательной инициативы. Хотя его петицию сложно рассматривать в таком качестве, скорее ее можно рассматривать как инициативу о принятии ГД РФ какого-то политического заявления, которое, как известно, законодательной силы не имеет. Вместе с тем этот человек требует "законодательно объявить русско-турецкий договор 1921 года недействительным", иначе говоря, он требует начать законотворческий процесс.

Обращаясь к Государственной Думе, я полагаю, он рассчитывает, что его инициатива найдет отклик у кого-то из депутатов, который и выступит с законодательной инициативой.

- Если предположить, что это случится?..

- Если это случится, - а реакция отдельных депутатов ГД РФ на внешние раздражители не всегда является адекватной и предсказуемой, - то петицию Григоряна отправят в МИД России для изучения и составления по ее тексту заключения.

Учитывая некоторые хорошо известные всем обстоятельства, мне даже сложно предположить, какое именно заключение на петицию Гамлета Григоряна будет получено из МИД России, если она, конечно, туда попадет.

Лично мне будет крайне интересно ознакомиться с этим документом, благо он должен быть размещен на официальном сайте ГД РФ в разделе "Законопроекты". Будет очень занятно почитать систему аргументации армянской стороной своих территориальных претензий к Азербайджану в отношении Нахчывана и проанализировать на примере этой петиции алгоритм действий армянского лобби в средних и высших эшелонах власти России.

- Это если исход будет для автора петиции благоприятным. А если рассмотреть обратную ситуацию?

- Да, это был бы самый благоприятный для инициативы Гамлета Григоряна исход развития событий. Но может быть и негативный для него сценарий, когда его текст сочтут за плод "большого ума" сумасшедшего. Кстати, об этом мне также уже довелось говорить, поскольку текст этого документа содержит такие грубейшие ошибки, мимо которых не сможет пройти любой здравомыслящий человек, более или менее просвещенный в мировой политике.

Достаточно сказать, что он называет ныне действующего президента США Барака Обаму представителем Республиканской, а не Демократической партии, как это есть на самом деле, а себя именует не иначе как "юристом-недоучкой". Про некоторые другие, так сказать, "аргументы", типа "воспоминания армян-старожилов из приграничных с Турцией районов" я вообще говорить не хочу.

Самое неприятное лично для меня во всей этой ситуации то, что петицию Гамлета Григоряна, размещенную на сайте Change.com, по состоянию на полдень 8 января 2015 года поддержало около 1700 человек. Хотелось бы надеяться, что все эти люди - такие же одержимые, как и сам ее автор, сторонники идеи "Великой Армении" - во что бы то ни стало, невзирая на здравый смысл, исторические реалии и международное право. Или среди подписавших есть немало тех психически неустойчивых людей, которые готовы, как говорят в местах лишения свободы России, "на любой хипеж, кроме голодовки", если его целью является выставление каких-то абсурдных требований к властям России, которые те, по мнению этих людей, обязательно должны исполнить.

Но среди них могут быть и те, кто легковерно поддался на ложные умствования Гамлета Григоряна, не имея достаточного образования и здравого смысла, и этих людей мне искренне жаль. Поэтому я с искренней тревогой задаюсь вопросом: неужто в просвещенной и образованной России нашлось 1700 легковерных или фанатичных идиотов? Если это так, то все это очень печально.

Но если отбросить в сторону все сантименты и столь любимые азербайджанскими масс-медиа рассуждения о влиянии армянского лобби в России, в "сухом остатке" мы имеем безграмотный по содержанию, претенциозный по стилю и амбициозный по духу текст, который должен стать предметом рассмотрения не в Государственной Думе Российской Федерации, а консилиумом врачей какой-нибудь психиатрической клиники Ростова-на-Дону, поскольку сезонное обострение пришлось не на весну или осень, как это обычно бывает, а на зиму, что само по себе симптоматично.

Беседовала Лейла Таривердиева