Томас де Ваал: Оккупация Карабаха повисла на Армении мертвым грузом

Армения переживает самый серьезный политический кризис за последние восемь лет. Об этом, как сообщает Day.Az, говорится в статье известного исследователя Томаса де Ваала, опубликованной Московским центром Карнеги.

"В середине июля вооруженные радикалы из движения "Сасна црер" ("Храбрые сасунцы") захватили полицейский участок на окраине Еревана. Экстремисты взяли в заложники несколько человек и убили двоих полицейских, а сдались только через две недели. К удивлению многих, тысячи армян, недовольных властью, вышли на демонстрации в поддержку захватчиков. Одну из этих демонстраций власти жестко разогнали", - отмечается в статье.

Причины этого кризиса лежат в неспособности армянских властей завоевать доверие граждан, пишет де Ваал. "Им не удается справиться с главными проблемами страны - безработицей, коррупцией, эмиграцией, безнаказанностью политиков. Такие проблемы есть во многих странах, но форма конфронтации сугубо армянская", - отмечает он.

Именно неспособность Армении разобраться с тяжелым наследием карабахского конфликта не дает стране развиваться дальше, подчеркивает де Ваал. "Политическое насилие - давняя тема армянской истории. Радикалы, захватившие участок, называют себя "Сасна црер" - "Храбрые сасунцы". Это название позаимствовано из средневековой армянской поэмы и отсылает к традиции воинствующего армянского национализма.

Самая знаменитая армянская политическая партия "Дашнакцутюн" - это полувоенная революционная организация по типу большевистской, которая сражалась и с царизмом, и с Османской империей. В 1896 году три десятка дашнаков захватили Османский банк в центре Стамбула и потребовали международных переговоров по "армянскому вопросу". Для части армян они стали героями", - добавляет он.

В 1970-х радикально настроенные армяне снова взялись за оружие, напоминает де Ваал.

"Две группы бейрутских армян, ASALA и JCAG, около десяти лет вели террор против турецких дипломатов. Погибли десятки человек", - пишет автор, добавляя, что в 1990-х некоторые участники этих групп, в том числе Монте Мелконян, оказались в Карабахе и приняли активное участие в оккупации азербайджанских земель и этнических чистках. Именно тогда завоевал себе славу и Сефилян, чьи сторонники захватили полицейское управление в Ереване.

Но появившиеся во время карабахской войны многочисленные вооруженные группировки создали Армении немало проблем, решить которые она не может до сих пор, отмечается в статье. "Две таких группы, "Арамо" и "Арабо", обвиняют в массовом убийстве жителей азербайджанского города Ходжалы в феврале 1992 года. Многие группировки занимались криминальной деятельностью", - подчеркивается в материале.

Летом 1992 года Саргсян и его товарищ по комсомолу Роберт Кочарян сделали попытку "монополизировать насилие" - скоординировать действия армянских вооруженных группировок в Карабахе, напоминает Томас де Ваал.

"В 1997-1998 годах радикальная фракция карабахцев и ветеранов войны организовала переворот и сместила президента Левона Тер-Петросяна, пытавшегося договориться о мире с Азербайджаном. Кочарян стал президентом, а Саргсян его ближайшим соратником.
Эта группировка до сих пор у власти. Опираясь на хорошо вооруженные силы безопасности, она пресекает любые угрозы своему правлению. Весной 2008 года, когда пост президента перешел к Саргсяну, спецназ жестоко подавил протесты против фальсификации выборов. Тогда погибли десять человек. 29 июля 2016 года армянская полиция также разогнала демонстрацию в Ереване; пострадали многие мирно протестовавшие люди и журналисты", - пишет исследователь.

Со стороны может показаться удивительным, что так много ереванцев вышли поддержать напавших на полицейский участок, говорится в статье. "Конечно, для многих это была лишь возможность осудить власть, они не были намерены поощрять акты насилия. Но и это показывает, насколько многие в Армении недовольны существующей политической системой. А благодаря последним поправкам в Конституцию Саргсян и его сторонники, судя по всему, смогут остаться у власти еще много лет. Главная проблема тут в том, что, даже если власть Саргсяна воспринимается внутри Армении как нелегитимная, никакой внятной альтернативы ему пока не просматривается. Неразрешенный конфликт в Карабахе по-прежнему тяжким грузом давит на Армению", - отмечается в статье.

Саргсян и его команда понимают, что им нужно, по крайней мере, делать вид, что Армения готова к разумному компромиссу по оккупированным территориям, подчеркивает де Ваал. "При сохранении нынешней ситуации Армения может надолго остаться в частичной международной изоляции. Именно поэтому Саргсян продолжает переговоры по мирному соглашению, инициированному ОБСЕ, хотя оно мало отличается от той сделки, которая спровоцировала путч против Тер-Петросяна (на этом мирном соглашении настаивает и Россия при поддержке Франции и США). И вероятно, поэтому во время последнего кризиса сам Тер-Петросян косвенно поддержал Саргсяна, призвав армян сосредоточиться на внешней угрозе и на разрешении карабахского конфликта, отмечается в статье.

Со стороны Саргсяна никаких слов о компромиссе не слышно, да и другие армянские политики, даже умеренные, не настаивают на мире или даже на ведении переговоров, пишет де Ваал. "Оппозиция, наоборот, еще более радикальна в карабахском вопросе и громит власти за то, что те якобы сдают Карабах. Июльский кризис создал у многих армян впечатление, что демократическая политика исчерпала себя и прибегнуть к насильственным методам вполне приемлемо. Этот кризис еще раз показал, что правительство Армении крайне непопулярно, а организованная, системная оппозиция в стране отсутствует. Армения едва ли сможет найти выход из этого тупика самостоятельно", - заключает Томас де Ваал.

Эмин Алиев