Анар: "Мне скоро 77. А душе - где-то между 20 и 30 годами. Не старше!" - ИНТЕРВЬЮ Интервью Day.Az с народным писателем Азербайджана, сценаристом, режиссером, председателем Союза писателей АР Анаром.

- Ваша писательская деятельность имеет долгую историю. Какими сегодня были бы герои ваших произведений, насколько они остались бы похожи на тех, что "населяли" ваши творения в прошлом?

- Герои моих произведений сегодня являются такими, какими я изобразил их в своих произведениях, написанных в наши дни.

- Чем вообще герой начала 21-го века отличается от героя 60-70-х годов?

- Очень многим. Изменился мир, изменилась эпоха, распался СССР, Азербайджан обрел, или, точнее, восстановил свою независимость, потерпела крах идея коммунизма, мы перешли на рыночную экономику, со всеми соответствующими положительными и отрицательными аспектами этой метаморфозы. Человек 21-го века живет в совершенно другой духовной, экономической, эмоциональной атмосфере, в которой доминируют виртуальные отношения между людьми.

- Считается, что дети писателей обречены быть писателями, художников - художниками и так далее. Вы согласны с этим мнением?

- Я не знаю, кто считает так. Сама постановка вопроса в этой плоскости абсурдна. Гораздо больше примеров, когда и писатели, и художники выходят из совершенно далеких от искусства семей. Конечно, возможны и обратные случаи, когда дети писателей или художников идут по стопам своих родителей. Но в каждом конкретном случае все решает талант. Если человек талантлив, он проявит себя вне зависимости от того, каково его происхождение, если ж нет таланта, никакая семейная традиция не окажет ему помощи.

- Вы окончили с отличием музыкальную школу имени Бюль-Бюля. Почему не стали заниматься музыкой?

- Это была не только музыкальная, но и общеобразовательная школа. Некоторые из выпускников продолжили свое образование в стенах Консерватории, но немалое количество учеников выбирало другую сферу деятельности. Я отношусь ко вторым.

- Кто первым обратил внимание на ваш писательский талант. Родители-поэты, или кто-то другой?

- Свои первые вещи я написал в 14 лет и прочел своим родителям. Я не стал бы употреблять такие слова, как "обратили внимание на талант". Просто, им показалось, что я могу писать, и я продолжал это делать. Лишь в 1960-м году они рекомендовали мои рассказы к публикации. И в декабрьском номере журнала "Азербайджан" за 1960 год, то есть когда мне было уже 22 года, я опубликовал два рассказа - "Последнюю ночь уходящего года" и "В ожидании праздника".

- Существует мнение, что лучшие произведения создаются, когда творческие люди находятся в депрессии или под влиянием сильного эмоционального переживания. Вы с этим согласны?

- Нет, конечно, хотя эмоциональные переживания вкупе с интеллектуальными усилиями необходимы для творчества, но не обязательно они создаются в пору депрессий. Творчеством занимаются в самые разные периоды духовного существования.
 

- Вы - сын Расула Рзы и Нигяр Рафибейли. Отношения ваших родителей стали для многих примером истинной любви. Такая атмосфера в семье не могла не влиять благотворно и на вас. Каким вы вспоминаете свое детство?

- Вы правы. Отношения в нашей семье сыграли существенную роль в формировании и меня, и двух моих младших сестер. Каким я вспоминаю свое детство? По-всякому. Раннее детство совпало с годами войны, отец был на фронте. Окна в нашем доме были занавешены, из черной тарелки репродуктора звучали зловещие известия. Потом был радостный май 1945-го года, день Победы. Именно осенью этого года я поступил в школу. Самые светлые воспоминая детства связаны с летом, с нашей бузовнинской дачей. Вся семья вместе, все живы, воскресные приезды гостей, друзей, знакомых, море, солнце, виноград и инжир, футбол и волейбол и вся жизнь впереди.

- Вы давно не появлялись в СМИ. В чем причина, если не секрет?

- Не секрет, если учесть, что я очень часто появляюсь в СМИ. Не говоря уже о выступлениях на всех каналах ТВ по самым разным поводам. Кроме того, я веду еженедельную передачу на канале AзТВ "Поэзия". Очень часто печатаюсь в газете "525", в "Адабийят газети", в газетах "Каспий", "Мир литературы". Совсем недавно в журнале "Азербайджан" вышла моя новая повесть. Она же уже опубликована отдельной книгой. Кроме того, в последние годы издан трехтомник "Литература, Искусство, Культура Азербайджана", общим объемом в 3000 страниц. В трех томах опубликованы мои эссе о литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре и кино, исторический трактат о судьбах нашего народа, отдельные статьи-портреты выдающихся государственных деятелей, ученых, журналистов. Так что слова о моем непоявлении в СМИ сильно преувеличены.

- Вы можете назвать себя публичным человеком?

- Поскольку я уже 27 лет возглавляю Союз писателей Азербайджана, то сама эта должность, по сути, публична.

- Каковы, по вашему определению, критерии настоящего писателя?

- Критериев очень много: во-первых, это, несомненно, талант, во-вторых, жизненный опыт, общая культура и эрудиция, трудоспособность и наблюдательность. Но еще, на мой взгляд, есть и некий моральный критерий. Если писатель пишет для того, чтобы прославиться, если он одержим тщеславием, если звания, награды, премии являются для него основными побудительными стимулами творчества, то сомнительно считать его настоящим писателем. Побуждения для настоящего писателя, на мой взгляд, это, прежде всего, бескорыстное отношение к своему делу. Писатель пишет не ради дивидендов, не для славы или денег, а потому, что чувствует неистребимое желание поделиться с кем-то своими выстраданными мыслями, пережитым, своим душевным состоянием и духовным миром. Пишет, потому что не писать не может. Все остальное для него не главное, а сопутствующее.

- А какие качества характеризуют настоящего мужчину?

- На мой взгляд, настоящий мужчина тот, кто умеет справиться со всем негативным, что обрушивается на него в нашем далеко не справедливом мире. И борьба за добро начинается у него с самого себя, со способности побороть в себе чувство зависти по отношению к чужим успехам. Настоящий мужчина никогда не позволит себе предательство, и в первую очередь по отношению к своим друзьям по пустячному поводу.

- Как вы переживали критику? Часто ли звучала критика в адрес ваших произведений?

- По-хорошему удивляюсь вашей неосведомленности по этой части. Никто и никогда в азербайджанской литературе не подвергался такой огульной, несправедливой и безосновательной критике, как я. Почти все мои произведения - и в прозе, и в кино - вначале принимали в штыки, но по прошествии лет они занимали подобающее им место в литературе.

Конечно, справедливую объективную доказательную и обоснованную критику в свой адрес я принимаю с благодарностью, какой бы суровой она не была. Критика и клевета, доносительство, ложь - это несовместимые и совершенно разные "жанры" литературы.

- А самокритикой не увлекаетесь?

- Любой писатель, если он не ослеплен своими подлинными или мнимыми достижениями, должен относиться к себе в достаточной степени самокритично. Иначе он заболеет опасным недугом самовлюбленности.

- По своей природе вы - фаталист?

- Временами.

- Вы - человек с богатым жизненным опытом. Как, по-вашему, красота все-таки способна спасти мир?

- Если под красотой понимать деятельную активную доброту, то конечно. Больше надеяться не на что.

- В народе часто говорят, что дети - это отражение культуры их родителей и тех качеств, которые они им привили. Что отличает традиционное азербайджанское воспитание, скажем так, от европейского?

- В общем, любая система воспитания опирается на одни и те же ценности - каждый хочет видеть своих детей порядочными людьми, сумевшими честным путем достичь определенных успехов на выбранной стезе. В этом смысле я не вижу особого различия между традиционным азербайджанским и европейским воспитанием. Быть может, у нас больше прививается чувство уважения к старшим, что, увы, в наше время часто деформируется. В Европе и особенно в США, с самого раннего возраста приучают детей к самостоятельности, к умению принимать самостоятельные решения, к умению постоять за себя в самых разных ситуациях.

- Как вы любите проводить свободное от работы время? У вас бывает заслуженный отпуск?

- Свободное от службы время я посвящаю творческой работе и не помню, когда у меня был заслуженный отпуск. То есть, конечно, как и все, раз в год я выхожу в отпуск. Но и этот отпуск целиком посвящаю писательской деятельности.

- Чем, по-вашему, можно объяснить постепенное снижение у людей интереса к чтению? Неужели в этом повинен Интернет?

- В значительной степени так и есть. Но есть еще и телевидение с неимоверным обилием его развлекательных, приключенческих, а порой просто скандальных каналов. После всех сложностей дневной утомительной работы людям среднего и пожилого возраста не до чтения, лучше посмотреть какую-нибудь невзыскательную комедию или захватывающий детектив по ТВ. А молодое поколение буквально закабалено Интернетом, телефонным общением. Одним словом, мы вступили в виртуальную эпоху, где чтению отводятся какие-то задворки. Тем более ценны настоящие любители истинной литературы, которые все еще сохраняют интерес к чтению.

- Вам уже идет восьмой десяток. А сколько в душе народному писателю Азербайджана Анару?

- В марте 2015 года мне исполнится 77 лет. Очевидно, столько же лет моему мозгу. А душе? Где-то между 20-ю и 30-ю годами. Не старше!