Стратегия России, которая нужна Европе

Спустя десятилетия после холодной войны Россия остается идеальным противником. Но за интенсивностью европейских дебатов и эмоций по поводу России скрывается растущее единство, которое должно лежать в основе нового подхода к президенту Владимиру Путину.

Как передает Day.Az, об этом говорится в статье директора Европейского совета по международным отношениям Марка Леонарда.

"В середине 2000-х годов европейцы разделились во мнениях относительно отношений с Россией. Германия, возглавляемая тогдашним канцлером Герхардом Шредером, хотела сотрудничать с ней, в то время как жители Центральной и Восточной Европы стремились к сдерживанию. На первый взгляд, сегодняшние дебаты о Северном потоке-2, неоднозначный трубопровод, по которому российский газ будет поставляться напрямую в Германию...похоже, усиливает этот старый разрыв. Но на самом деле все иначе", - пишет он.

Автор статьи отмечает, что у Европы больше нет иллюзий, что Россия движется по траектории к либеральной демократии, которую можно ускорить за счет взаимодействия. 

"Европейцы сейчас в основном едины в необходимости сдерживания России. Многие государства-члены Европейского союза увеличили свои военные расходы и согласились с мерами НАТО по противодействию России.

Владимир Путин обсудил с членами Совбеза РФ ситуацию в Карабахе

Владимир Путин обсудил с членами Совбеза РФ ситуацию в Карабахе

Несмотря на разногласия по поводу Северного потока-2, Европа также более едина в энергетической политике. В середине 2000-х государства-члены ЕС были изолированными энергетическими островками, которым приходилось бороться с Россией самостоятельно. Сегодня они являются частью интегрированного европейского энергетического рынка, который может обеспечить поставки газа в страны, включая Украину, по реверсивным трубопроводам из Западной Европы...", - говорится в статье.

Как напоминает Марк Леонард, более десяти лет ЕС и США чередовали фазы взаимодействия и конфронтации с Россией. "Недавний визит Жозепа Борреля в Москву был лишь последним в длинном списке неудачных попыток перезагрузки отношений и более глубокого сотрудничества с Россией, и не оставляет сомнений в отсутствии у Кремля желания к таким усилиям". 

Автор статьи далее отмечает, что никто в России не может конкурировать с Путиным с точки зрения народной поддержки.

"Между тем, некоторые европейские лидеры призывают ЕС к большей активности в отношении России. В то время как президент Франции Эммануэль Макрон пытался возобновить диалог с Кремлем, президент Литвы Гитанас Науседа выступает за более жесткие санкции. Но, опять же, за этими дебатами скрывается степень сближения с Россией в ЕС".

Марк Леонард также отметил роль Китая, который, по его мнению, становится все более могущественным и глобальным.

Нас ничего не должно отводить от главной задачи в Карабахе - Мария Захарова

Нас ничего не должно отводить от главной задачи в Карабахе - Мария Захарова

"Во-первых, Европа должна четко понимать свои интересы, одновременно укрепляя безопасность ЕС. Увеличивая свой военный, контрразведывательный, кибернетический и энергетический потенциал, государства-члены ЕС могут улучшить положение Союза в России...Кроме того, государства-члены должны начать инвестировать в военное партнерство и сотрудничество в сфере безопасности с такими странами, как Украина, Молдова и Грузия, и отделить такие инициативы от вопроса расширения НАТО. ЕС может также вовлечь Турцию в диалог по вопросам России и безопасности Черного моря", - пишет он.

Автор статьи утверждает, что ключевым моментом будет улучшение трансатлантической координации по России. Односторонние контакты ЕС с Кремлем подрывают позиции Союза как в Москве, так и в Вашингтоне.

"Ничто из вышеперечисленного не означает, что ЕС следует избегать диалога с Россией. Но лучше всего это оставить для многосторонних форумов, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе или Арктический совет. Обсуждения с Россией - будь то об изменении климата, вакцинах или визовом режиме - должны быть технократическими, без дипломатической помпы или эмоций", - отмечает Марк Леонард.