Позднее прозрение Никола Пашиняна - АКТУАЛЬНО от Пярвина Мирзазаде
Автор: Пярвин Мирзазаде
Премьер-министр Армении Никол Пашинян провел онлайн пресс-конференцию для армянских средств массовой информации, во время которой, может быть, впервые постарался быть откровенным и относительно объективным, рассказав о последних переговорах с Президентом Ильхамом Алиевым, а также о причинах и последствиях поражения страны во Второй Карабахской войне.
Как известно, Никол Воваевич сам был в своё время журналистом и даже главным редактором одной малолитражной газеты, поэтому он прекрасно знает, насколько важна роль средств массовой информации в формировании общественного мнения, тем более сейчас в непростой для страны период, когда потерпев разгромное поражение и лишившись оккупированных азербайджанских территорий, армянское общество находится в полном идеологическом ступоре и не знает, что делать и куда идти дальше.
Чувствуя то, что реваншистские идеи оппонентов не находят поддержки у армянского народа, который устал от войн, экономического коллапса и вражды с соседями, Пашинян постарался честно объяснить, что произошло, почему Армения разгромлена и ее никто в мире не поддержал, а также перспективы выхода страны из кризиса и налаживания отношений с "историческими" врагами Азербайджаном и Турцией.
Никол Воваевич никогда не был особенно искусен в вопросах внешней политики, зато обладая определенными талантами в произношении пламенных речей перед толпой, с присущем ему популизмом, на этот раз отвечая на вопросы доходчивым языком, постарался объяснить, что всё, война проиграна, шансов на реванш у Армении нет, необходимо открывать транспортные коммуникации и налаживать экономическое сотрудничество.
Впервые премьер-министр Пашинян публично заявил, что Армения готова к заключению мирного соглашения с Азербайджаном. То есть ответил на предложение Президента Ильхама Алиева и таким образом косвенно признал, что конфликт окончен.
Это заявление можно рассматривать как позднее прозрение армянской стороны, которая наконец осознала полный и окончательный провал проекта "арцах-миацум".
Касательно встречи с Президентом Ильхамом Алиевым в Брюсселе Н. Пашинян сказал, что стороны могут найти решения открытия региональных транспортных коридоров.
Встреча в Брюсселе, организованная при посредничестве председателя ЕС Ш. Мишеля, показала, что при наличии доброй воли армянской стороны обе стороны могут договориться, к чему всегда и призывал Президент Азербайджана.
Похоже, что премьер-министр Армении, наконец, осознал, что только выход из изоляции, которую создали его предшественники, оккупировав азербайджанские территории, есть единственный путь решения экономических проблем страны, которая стоит на пороге краха.
Как бы не сопротивлялся Н. Пашинян, чтобы не стать мишенью своих недругов, пришлось согласиться на открытие железнодорожного сообщения через Зангезурский коридор, а в перспективе и автомобильного. Причем Президент Ильхам Алиев сразу расставил точки над "i", заявив, что в случае установления армянскими властями таможенного КПП в Зангезурском коридоре, аналогичный азербайджанский КПП будет установлен в Лачинском коридоре, так как на встрече было отмечено, что транспортные коммуникационные коридоры будут действовать при осуществлении национального пограничного и таможенного контроля.
То, что некоторые армянские политики бравировали тем, что у них есть альтернативные пути решения проблем транспортного сообщения с другими странами, оказалось полным блефом. А с наступлением зимы большинство автомобильных дорог, проходящих по горной местности от границы с Ираном и по направлению к границе с Грузией, оказались заблокированы выпавшим снегом.
Широко разрекламированные якобы альтернативные проселочные автодороги, проходящие параллельно дороге из Гафана в Горис (для того, чтобы не пользоваться основной трассой, проходящей частично по азербайджанской территории) стали абсолютно непроходимыми для тяжелогрузных трейлеров.
Понимая, что после того, как Азербайджан восстановил полностью контроль на границе, Армения лишилась используемых ранее коммуникаций, проложенных по бывшим оккупированным территориям, армянские власти остались перед выбором: или пойти на открытие транспортных коридоров, включая Зангезурский; или оказаться полностью в блокаде, которая окончательно парализует страну.
Но самым сенсационным заявлением оказалось то, что Пашинян подтвердил, что наличие 4 резолюций СБ ООН, принятых ещё в 1993 году, не оставляло Армении никаких шансов на то, чтобы мировое сообщество признало бы обоснованными армянские претензии на Карабах. Ведь в этих резолюциях, обязательных для исполнения и которые армянская сторона игнорировала почти 28 лет при молчаливом согласии международных посредников, было чёрным по белому записано: признавалась территориальная целостность и нерушимость границ Азербайджанской Республики, Карабахский регион признавался как неотъемлемая ее часть, требовался немедленный вывод армянских вооруженных сил с захваченных территорий. Причём за эти резолюции проголосовали все 5 постоянных членов СБ ООН, имеющих право вето, поэтому все апеллирования армянской стороны к тому, что конфликт не окончен и должен быть решён в рамках Минской группы ОБСЕ, несостоятельны, так как все 3 сопредседателя Минской группы являются постоянными членами СБ ООН и ещё в 1993 году определили свою позицию.
Далее, приоткрыв ряд конфиденциальных моментов переговорного процесса, Н. Пашинян припомнил, что в 2011 году попытки навязать азербайджанской стороне выгодный для Армении некий "мирный план" решения конфликта провалились из-за твердой позиции Президента Ильхама Алиева, который отказался даже их обсуждать. Тем самым ещё раз подтвердил то, что для главы Азербайджанского государства национальные интересы и территориальная целостность страны превыше всего.
Стараясь "разоблачить" своего предшественника, а ныне главного критика и непримиримого врага Сержика Саргсяна, Никол Воваевич отметил, что вся его бравада и хорохорьство, которыми он бьет себя в грудь, просто дешевое шоу, так как он ещё в 2016 году проиграл Азербайджану, как в переговорном процессе, так и во время апрельских событий на фронте.
Особенно отметил и тот факт, что все предложения сопредседателей с того времени вообще не предусматривали какой-либо статус для сепаратистов и лишь включали план и график освобождения азербайджанских территорий.
Таким образом Н. Пашинян полностью развенчал ложь, которую распространяет Сержик Азадович, утверждающий, что остался у власти и менял Конституцию только ради сохранения "арцаха".
Рассуждая про потерянные территории, Н. Пашинян пустился в рассуждения о том, что и азербайджанское население Карабахского региона, которое полностью было изгнано армянскими бандформированиями, имело право на совместное проживание с армянами на этой территории и даже отметил тот факт, что азербайджанские жители Шуши могли бы вернуться к себе домой и жить там, хотя все это выглядело довольно неискренне и походило на театральную постановку дешевого уличного балагана.
Коснувшись отношений с Турцией, армянский премьер заявил, что готов начать двусторонние переговоры без всяких предусловий и к нормализации отношений, правда запамятовал, что ещё совсем недавно армянская сторона требовала прежде всего признать факт "геноцида" 1915 года и выплаты компенсаций, а лишь затем соглашалась на нормализацию отношений, сохраняя при этом свои территориальные претензии на восточные районы Турции.
Все это запоздалое "прозрение" армянского лидера, которое, как всегда, перемешивалось с дезинформацией в стремлении представить себя "белым и пушистым", доказывает, что наконец руководство Армении начало осознавать бесперспективность конфронтации и территориальных претензий к соседним странам, которые привели Армению на край пропасти.
Не смотря на относительную правду, высказанную Н. Пашиняном, он пока не может полностью отказаться от бредовых утопических идей о "великой Армении", так как боится того, что может быть отстранён от власти в результате предательства соратников при содействии зарубежной диаспоры, которая его возненавидела за поражение и подписание трёхсторонних Заявлений.
Хотя справедливости ради следует отметить, что Пашинян сделал немало сенсационных заявлений, которые, наверняка, вызвали бурную реакцию в армянском обществе. Прежде всего, он заявил, что статус армянского населения Карабахского региона Азербайджана, о котором все время твердила армянская сторона на переговорах, не обязательно подразумевает предоставление независимости, а мог бы быть и самоуправлением, то есть автономией в составе Азербайджана, что полностью опровергает все его предыдущие выступления и заявления.
А потом вообще выдал то, о чем, наверное, его заклятым врагам и соперникам не снилось в страшном сне, сказав, что Нагорный Карабах - место совместного проживания азербайджанского и армянского населения и поэтому нужно было учитывать интересы обеих общин, причём он даже был согласен на возвращение азербайджанских беженцев в Шушу.
После этих слов, которые явно не укладываются в мозгах у многих, которые следили за словами и действиями нынешних армянских властей на протяжении почти трёх лет, можно сделать вывод, что просветление почти наступило, если бы не один факт. Для этого "прозрения" потребовалась терапия железным азербайджанским кулаком, которая стоила жизни многих тысяч армянских военнослужащих.
Ведь еще совсем недавно до войны Н. Пашинян провозглашал провокационные лозунги типа "Карабах это Армения и точка". Так что же случилось, что в одночасье произошло и привело к излечению от болезни радикального национализма и туркофобии, которой уже много лет болеет армянское общество, грезя о "великой Армении" от моря до моря.
Судя по всему, это просветление наступило далеко не у всех армянских политиков, так как стразу же против Н. Пашиняна выступили его ярые критики и противники, которые обвинили его в предательстве национальных интересов и "идеалов" армянского народа.
Такой истерической кампании армянское общество не видело давно. На Н. Пашиняна бросились в атаку все, кто смогли: не только его предшественники, заклятые враги Робик и Сержик, не только лидеры сепаратистов, но и не состоявшаяся восходящая звезда армянской политики московского разлива, специалист по отмыванию чёрного нала миллиардер Рубен Варданян, которого многие прочили в новые лидеры страны.
Примкнувшие к ним представители диаспоры, раскинутые по всему миру, обвинили Никола Воваевича в предательстве национальных интересов всего армянского народа и даже в том, что он продался "проклятым" туркам.
Опасная болезнь под названием туркофобия, которая частенько обуревает армянскую элиту, застилая ей глаза от реальности, и на этот раз сыграла свою зловещую роль, не дав возможность взглянуть правде в глаза и понять, что без нормализации отношений с соседними странами Армению ожидает полный коллапс.
То, что нынешние руководители страны с трудом, но поняли это, ещё больше разозлило их конкурентов. Все они, как коршуны на падаль, накинулись на Никола Воваевича, который, может быть, первый раз в жизни сказал правду о том, что вот уже более 30 лет не даёт спокойно жить и развиваться армянскому народу, который прозябает в нищете и бедности.
Желая представить себя якобы независимыми, лидеры остатков сепаратистского режима, спрятавшиеся за спиной российских миротворцев, временно размещённых в Карабахском регионе Азербайджана, стали громко возмущаться и орать, что они не согласны и никто не смеет решать за них.
Старый испытанный метод, который постоянно применяла армянская сторона в ходе конфликта, когда была вынуждена на что-то соглашаться или прекращать огонь, сразу же на сцене появлялись марионетки из Ханкенди, которые отказывались выполнять это, мотивируя, что у них никто разрешения не спрашивал.
Придя к власти в 2018 году, Н. Пашинян пытался вернуть сепаратистов в переговорный процесс, оправдываясь тем, что мол не может решать за них их судьбу.
В своё время представители азербайджанской и армянской общин Карабахского региона принимали участие в переговорах, но после прихода к власти в Армении лидера сепаратистов Р. Кочаряна в 1999 году были исключены из-за того, что тот считал вопрос "миацума-объединения", то есть присвоения оккупированных территорий, уже решённым.
Находясь у власти в Армении почти 20 лет, даже представители так называемого "карабахского" клана Р. Кочарян и С. Саргсян не осмелились признать квазинезависимость сепаратистов, в чем сегодня обвиняют Н. Пашиняна, так как осознали, что это окончательно откроет их истинное лицо перед мировым сообществом как агрессоров и экспансионистов.
Пытаясь хотя бы немножко оправдаться за то, что не сделал это признание вовремя и не допустил бы тогда Второй Карабахской войны, Н. Пашинян открыто обвинил своих предшественников в том, что они ещё до него волей-неволей уступали позиции Азербайджана в ходе переговорного процесса.
Приоткрыв тайны переговоров в рамках Минского группы ОБСЕ в предвоенные годы, армянский лидер фактически признался в том, что стойкая принципиальная позиция Президента Ильхама Алиева, который ни на йоту не отступил (не смотря на давление некоторых зарубежных сил) от принципа нерушимости границы и территориальной целостности Азербайджана, в конце концов приводила к тому, что армянская сторона была вынуждена соглашаться с определёнными уступками, которые, правда, никогда не выполняла, но которые находили своё отражение в письменных предложениях сопредседателей и становились предметом обсуждения.
Таким образом становится ясно, что тормозя переговорный процесс, армянская сторона старалась полностью заморозить переговорный процесс и оставить конфликт в замороженном состоянии, что полностью ее устраивало. Переодически армянская сторона организовывала вооруженные провокации на линии фронта, как это было в апреле 2016 года и июле 2020 года, с целью попытаться интернационализировать конфликт и привлечь в регион третьи силы, которые бы прикрыли щитом армянские войска на оккупированных азербайджанских территориях.
После того как это сделать армянским властям не удалось и все их провокации провалились, переговорный процесс зашёл в полный тупик. Не смотря на неоднократные предупреждения Президента Ильхама Алиева о том, что конфликт и переговоры не могут длиться вечно и приведут к возобновлению новых боевых действий, армянская сторона просто игнорировала их, надеясь на своих покровителей за рубежом и диаспору.
Увы для Армении, все случилось, как предупреждал глава Азербайджанского государства. 44-дневная Вторая Карабахская война привела к полному разгрому Армении, освобождению большей части оккупированных территорий и поставила страну перед угрозой исчезновения с политической карты мира.
То, что Н. Пашинян, наконец, осознал, что продолжение туркофобской и антиазербайджанской политики - это путь в пропасть, что необходимо договариваться, начинать диалог и открывать транспортные коридоры, - свидетельство того, что даже самые оголтелые сторонники "миацума и арцаха" поняли, что продолжение этой политики гибельно для страны и народа.
Не отказываясь окончательно от поддержки остатков сепаратистов, Пашинян все-таки вынужден был признать, что проект "арцах" мёртв и реанимировать его невозможно. Как бы не пытался премьер-министр Армении финтить и выражаться понятными только ему выражениями, главный вывод из его пресс-конференции только один - Вторая Карабахская война и Победа Азербайджана расставила все на свои места и уйти от новых сложившихся геополитических реалий невозможно.
У руководства Армении есть только возможность согласиться с ними и начать процесс примирения, делимитации и демаркации границы, отказа от провокационных действий, которые давно были предложены Президентом Ильхамом Алиевым, а иначе последствия попыток реванша будут непоправимы для тех, кто о них ещё мечтает.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре