Иран отобрал у Армении последний шанс выйти в люди – АНАЛИЗ от Лейлы Таривердиевой

Автор: Лейла Таривердиева
Побывавший на днях в Армении министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш очень порадовал армян, заявив, что его страна не согласна с прокладкой Зангезурского коридора, о чем неоднократно говорила и продолжает на этом настаивать Почему? Потому что Тегеран осуждает любое иностранное вмешательство (???) и верит, что "страны региона смогут сами принимать лучшие для себя решения".
О каком иностранном вмешательстве в вопросе Зангезурского коридора, Базрпаш не пояснил, а армянские журналисты, разумеется, не спросили. Зангезурский коридор является проектом Азербайджана и продвигает его сам Азербайджан. Никакая страна из тех. кого Иран считает своими врагами, не лоббирует проект, не вступается за него и не впрягается в работу. Что в таком случае может подразумеваться под иностранным вмешательством, непонятно. О важности коридора говорят в России, в Турции, в Казахстане, в Китае, в других странах, заинтересованных в комфортном транзите по оси Восток-Запад. Это не означает, что они вмешиваются в процесс, пытаются насильно построить в Армении дорогу и отобрать у нее землю. Тем более не выдерживают никакой критики гуляющие по западным подворотням разговоры о якобы намерении Азербайджана силой пробить Зангезурский коридор.
С первого взгляда может показаться, что Базрпаш сделал заявление против наших интересов и озвученные инсинуации направлены на напряженность в регионе. Однако не все так просто. Конечно, Иран не имеет права вмешиваться в проекты Азербайджана на территории третьей страны. Но в данном случае мы снисходительно подойдем к словам иранского министра, потому что истинный смысл сделанных заявлений лежит в иной плоскости. Армянская сторона не утруждает себя глубоким анализом, поэтому очень благодарна Базрпашу за такую поддержку. А зря.
Почти что пообещав армянам (правда, другими словами), что ни за что не позволит реализоваться коридору в Нахчыван через Зангезур, министр скромно напомнил, что недавно с Азербайджаном была достигнута договоренность относительно Аразского коридора, который проходит из Азербайджана через территорию Ирана в НАР. Вслед за чем сразу заверил армянскую аудиторию, что Армения очень важна для ИРИ и может сыграть ключевую роль в рамках коридора Север-Юг.
Последнее было, скорее, леденцом, который должен был подсластить армянам тот факт, что Иран фактически лишил Армению последнего шанса стать частью межрегионального проекта. При разумном подходе, армянская сторона должна была бы уже рвать на себе волосы. Но наши соседи разумностью подходов никогда нас не удивляли. Поэтому они сегодня расслабленно и удовлетворенно похохатывают, слыша от нас о Зангезурском коридоре. Мол, Иран на их стороне и не позволит. Конечно, не позволит. Более того, Иран сделает все, чтобы армянская сторона не прозрела и не согласилась на проект. Он будет на разных уровнях ввинчивать в сознание армян угрозу их территориальной целостности в случае реализации проекта. А те будут радоваться и подпрыгивать, хлопая в ладоши и благодаря южного соседа. Ведь именно он все три послевоенных года шепчет в армянское ухо, что Зангезурский коридор опасен. Был момент, когда Пашинян заявил о начале процесса, о подготовке ТЭО, о готовности объявить тендер. Но в результате того самого "иностранного вмешательства", о котором предупреждает армян Базрпаш, все остановилось.
Почему же Иран так плохо поступает со своими армянскими соседями, которым регулярно признается в любви и уважении? Все просто - он хочет, чтобы вторая ветка Срединного коридора прошла по его территории. В сложившейся геополитической ситуации наш регион приобрел чрезвычайную важность для Азии и Европы, и каждая страна хотела бы что-то заработать на своей удачной географии. Одной веткой транзита Восток-Запад является маршрут через Грузию, второй мог стать транзит через Армению. Но Ереван сглупил и не заметил, как последний шанс встроиться в жизнь региона уплыл у него из-под носа. Может быть, какой-то небольшой процент вероятности еще остается, но очень маленький. Крошечный. Иранский министр не случайно напомнил армянской стороне о подписанном в марте минувшего года Меморандуме о взаимопонимании по созданию новых коммуникационных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом и Нахчыванской АР через территорию ИРИ. Пока Армения ломалась, Тегеран подсуетился и перетянул транзитное одеяло на себя.
Никто не стал бы строить через иранскую территорию транзитный коридор. Это было возможно только в рамках регионального формата, в котором обязательно присутствует Азербайджан. Без Азербайджана в регионе не способен реализоваться ни один проект. Те, в которых не участвовал Баку, остаются на стадии обсуждений. В Иране понимают, что если Азербайджану удалось перетянуть интересы самого Китая в инициативе "Один пояс, один путь" на Южный Кавказ, дело можно иметь только с ним. Первоначально Срединный коридор не рассматривался как приоритетный. Пока не подключился Баку.
Такая же ситуация, кстати, и с коридором Север-Юг. Поначалу Азербайджана в проекте не было, потому и дела не шли. Только после того, как к нему проявила интерес азербайджанская сторона, проект сдвинулся с мертвой точки. Улыбнуло заявление Базрпаша о возможности сделать Армению ключевой страной на маршруте Север-Юг. Иранскому министру стоит вспомнить хотя бы о том, сколько лет висит в воздухе проект железной дороги Иран-Армения. Ее обещал армянам при восшествии на престол еще Серж Саргсян.
Армения могла стать частью Срединного коридора. Еще три года назад она о таком и мечтать не смела, а Азербайджан подарил ей такой шанс. Но три года это слишком долгий срок, а геополитические процессы требуют ускорения, поэтому Баку перестал уговаривать Ереван. В недавнем интервью ВВС представитель Президента Азербайджанской Республики по особым поручениям Эльчин Амирбеков подчеркнул, что Азербайджан готов проложить Зангезурский коридор по территории Ирана, если Армения будет затягивать этот процесс. Глава МИД Джейхун Байрамов заявил в Тегеране на встрече "3+3", что установление транспортных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой через территорию Ирана имеет особое значение. Байрамов сообщил, что завершение в скором времени инфраструктурных проектов и ввод в эксплуатацию данного маршрута послужит взаимовыгодному сотрудничеству между Азербайджаном и ИРИ, а также создаст новую соединительную артерию для увеличения транспортно-транзитного потенциала в Евразии.
В Армении наивно полагают, что эти заявления официальных лиц Азербайджана свидетельствуют о ее победе. Мол, армяне не сдались и не позволили Баку реализовать свой проект. Молодцы. Иран, как мы уже отметили, подливал масла в огонь, вдохновляя Ереване "не сдаваться". А тем временем Зангезурский коридор 2.0 через иранскую территорию, уже начал реализовываться.
Одним словом, иметь дело с Азербайджаном очень выгодно, а обойти его практически невозможно. И не только географически. С начала осени Иран активизировал шаги, демонстрирующие его желание наладить отношения с Азербайджаном, поврежденные после непонятных демаршей и провокаций с иранской стороны. Остановившееся взаимодействие снова стало набирать скорость, и Иран не скрывает, насколько в этом заинтересован. Не требует доказательств тот факт, что с Азербайджаном куда выгоднее сотрудничать, чем находиться в конфронтации. Об этом знают все его соседи. Показательно, что в начале сентября представители иранского генералитета посетили Парк военных трофеев. Вряд ли иранские генералы согласились бы пройти через ворота такого объекта еще полгода назад. Заметно, что Иран прилагает усилия к тому, чтобы вновь не испортить свой имидж в глазах азербайджанской стороны. В регионе начались пертурбации, результаты которых предсказать невозможно, и, возможно, в Тегеране не исключают, что эти результаты могут оказаться очень невыгодными для него и привести к еще больше изоляции.
В такой ситуации отказываться от имеющихся возможностей было бы неразумно. А возможности представляет Азербайджан. Конечно, Иран держава, имеющая свои планы и свои интересы, проблема только в реализации этих планов и интересов. Уже неоднократно доказано, что лучше Баку никто в регионе не умеет решать масштабные задачи и находить выходы из безвыходных положений. При этом Азербайджан не оглядывается на политическую конъюнктуру, отдавая предпочтение экономической выгоде. Потому что экономическая выгода в конечном итоге обязательно тянет за собой и политические дивиденды. Азербайджан доказал правильность этой формулы на собственном примере, и не раз.
Так что Иран выиграл, а Армения проиграла. Она опять проиграла и осталась не у дел. Еревану вряд ли стоит рассчитывать, что, отказав Баку в самом коротком и недорогом маршруте в Нахчыван, он сможет ожидать от Азербайджана готовности развивать коммуникации в выгодном армянам формате. Да, в советское время были и прочие межреспубликанские дороги, но они не интересуют уже азербайджанскую сторону. А так, пожалуйста, Армения может развивать на своей территории какие угодно маршруты. Правда, они, как и все последние тридцать лет, будут упираться в тупик. Но это уже не наша проблема.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре