"Историческая призма": 1920-й. Так начиналась армянская авантюра вокруг Карабаха

По сведениям армянских военных источников, к началу 1920 года в Карабахе имелось до 30000 вооруженных армян, много оружия и другого рода военных припасов и орудий, взятых в 1918 году у уходивших с фронта русских войск, а также за счет регулярных поставок со стороны Армении.

Имея подобную довольно внушительную военную силу, в марте 1920 года вооруженные силы карабахских армян, подкреп­ленные регулярными воинскими частями Армении и артиллерией, восполь­зовавшись тем, что в Карабахском районе для поддер­жания внутреннего порядка были расположены незначительные азербайджанские воинские части, неожиданно, и, очевидно, по заранее намеченному плану, совершили одновременно нападения на азербайджанские войсковые части, расположенные в Шуше, Ханкенди, Аскеране, Ходжалы, Тертере и других пунктах, предварительно прервав телеграфное и телефонное сообщения.

Аскеран, охраняемый незначительным отрядом из 50 аскеров, который вначале упорно защищался, был занят армянами 22 мар­та, а сам отряд подвергся истреблению. Во всех ос­тальных пунктах эти дерзкие нападения были отражены войско­выми частями с большим уроном для армян.

Высоты Шуши и Аскерана подвергались армянами артиллерийскому обстрелу. На следующий день были отмечены на­падения значительных армянских вооруженных сил на мусуль­манские селения в пределах Джебраильского и Зангезурского уездов, причем некоторые из этих селений были уничтожены. Мусульмане Карабаха, очутившись неожиданно перед опас­ностью полного истребления, отдельными группами стали защи­щаться и в некоторых местах в первый же день сумели отразить вероломное нападение армян, а в других местах продолжали и в следующие дни отчаянно защищаться.
 

Мусульмане Карабаха, очутившись неожиданно перед опас­ностью полного истребления, отдельными группами стали защи­щаться и в некоторых местах в первый же день сумели отразить вероломное нападение армян

Азербайджанским прави­тельством спешно были приняты меры по восстановлению порядка в Карабахе и предупреждению возможности подобных нападений в будущем. В результате азербайджанским вооруженным силам, дислоцированным в регионе во главе с генералом Габиб беком Селимовым, в начале апреля удалось подавить основные опорные точки мятежников в Шуше и Аскеране и восстановить власть Карабахского генерал-губернатора в регионе.

В письме от 9 апреля 1920 года министру иностранных дел Армении Амо Оганджаняну дипломатический представитель Армении в Азербайджане Михаил Арутюнян дал подробный отчет о встрече с министром иностранных дел Азербайджанской Республики Фатали Ханом Хойским, в ходе которой были обсуждены последние событиях в Карабахе.

По словам Хойского, в Шушу под предлогом поздравления мусульман с праздником Новруз прибыли два армянских пристава с вооруженной охраной по 26 человек у каждого и, присоединившись к имевшимся в городе вооруженным армянам, ночью напали на азербайджанские войска. Как особо отметил Хойский, если бы у Азербайджана было намерение воевать с армянами, то на аскеранских позициях не оставили бы всего 50 солдат, из которых уцелели только 15 и которые, добравшись до Агдама, рассказали о происшедшем.

Это было запрограммированное и продуманное нападение армян с целью овладеть одновременно всеми пунктами. На вопрос Арутюняна, много ли сел было разрушено в Карабахе, Хойский ответил, что в районе Шуши были разрушены одно-два села. И вошедшие в селения войска не обнаружили там жителей, которые заранее покинули села. Войска встретили только вооруженных лиц, которые, потерпев поражение, также отошли.
 

В Шуше вся армянская интеллигенция находится под покровительством Султанова (генерал-губернатор Карабаха)

Арутюнян также затронул в беседе вопрос о гибели в ходе последних событий армянского населения. На что Хойский ответил: "Нет, в Шуше вся армянская интеллигенция находится под покровительством Султанова (генерал-губернатор Карабаха -И.Н.), а остальные вместе с восставшими отступили в провинцию".

"Доказательством организованности нападения армян является факт нахождения орудий в отдельных селах. Войскам был дан строгий приказ не применять какого-либо насилия над мирным армянским населением, а не подчиняющихся пресечь, если позволят себе подобные действия. Самым тяжелым обстоятельством является то, - добавил Хойский, - что правительство Армении проводило в этом районе систематическую и организованную деятельность. У убитых в Аскеране вооруженных армян были обнаружены документы за подписями членов армянского правительства. Из этих документов выяснялось, что правительство Армении назначило в эти районы чиновников. Генерал Мехмандаров весьма беспристрастный человек; он в своем докладе показывает, что в Карабахе появился батальон армянской регулярной армии. Все это доказывает, что все эти действия исходят от Армении".

Получив ощутимый удар, армянские сепаратисты и власти Армении стали вынашивать новые планы по отторжению Зангезура и Карабаха от Азербайджана. Об этом свидетельствует активная переписка, которая велась весной 1920 года между премьер-министром Армении А.Хатисовым и министром иностранных дел А.Оганджаняном.
 

Получив ощутимый удар, армянские сепаратисты и власти Армении стали вынашивать новые планы по отторжению Зангезура и Карабаха от Азербайджана

Так, уже в телеграмме Оганджаняну от 5 апреля 1920 года Хатисов, остро переживая поражение под Аскераном, рассматривает план нового наступления отрядов генерала И.Казарова на Шушу и С.Амазаспа на Джеваншир. Для реализации данного плана Хатисов считал необходимым приобрести у грузинского правительства "ружья Лебеля и добиться, какими угодно путями трехлинейные патроны".

Одновременно, Хатисов сообщал, что согласен с предложением полномочного представителя Армении в Грузии М.Туманова о посылке в Советскую Россию делегатов из Карабаха. Таким образом, армянское правительство пытается использовать наступление Красной Армии большевистской России на Южный Кавказ в конфликте с Азербайджаном.

Интересно, что в апреле 1920 года в Тифлисе по инициативе министра иностранных дел Грузии Е.Гегечкори была созвана очередная конференция с участие трех республик Южного Кавказа для решения территориальных проблем. Однако, как видно из содержания телеграммы А.Хатисова от 7 апреля 1920 г., ещё накануне конференции армянская сторона рассматривала её созыв как очередную возможность для получения кратковременной передышки накануне возобновления нового военного наступления на азербайджанские территории. Армения пыталась использовать Грузию для получения военных припасов.

В телеграмме от 7 апреля Хатисов вновь подчеркивал, что в карабахском вопросе Армении "помочь могут главным образом грузины и наша мощь". Видимо, понимая, что Грузия имеет с Азербайджаном военный пакт, Хатисов, чтобы склонить грузинское правительство на свою сторону, предлагал "идти на территориальные уступки, ибо грузины только так и понимают дружбу с нами".

Хатисов, чтобы склонить грузинское правительство на свою сторону, предлагал "идти на территориальные уступки, ибо грузины только так и понимают дружбу с нами"

С другой стороны, Хатисов был уверен, что приближение большевиков к границам Азербайджана устрашит последнего, т.е. заставит перебросить значительные силы к северным границам. Поэтому, по мнению Хатисова, "информация о них (т.е. о большевиках) и от них приобретает особое значение. Имейте это в виду и сделайте все необходимое".

В телеграмме Хатисов коснулся также поведения английской миссии во главе с Оливером Уодропом, который, начиная с конца 1919 года, посылал в Лондон телеграммы, в которых разоблачал агрессивные действия вооруженных сил Армении в Карабахе и Зангезуре. Хатисов обвинял Уордропа в мусульманофильстве и предлагал Оганджаняну убедить его в том, что наступает не Армения, а Азербайджан.

В телеграмме от 9 апреля Хатисов ставит Оганджаняна в известность о решении правительства в связи с последними событиями в Карабахе и Зангезуре. По предложению Хатисова Совет министров Республики Армения принял решение для прекращения военных столкновений пойти на переговоры с Азербайджаном на конференции в Тифлисе и оказать давление на азербайджанское правительство через союзников и, прежде всего, Уордропа. В то же время было решено для нанесения ущерба Азербайджану, не объявляя войны, оказать помощь Карабаху и Зангезуру военными припасами, патронами.
 

Было решено для нанесения ущерба Азербайджану, не объявляя войны, оказать помощь Карабаху и Зангезуру военными припасами, патронами

Начавшая свою работу 9 апреля 1920 года в Тифлисе с участием представителей республик Азербайджана, Армении и Грузии мирная конференция, 11 апреля приняла постановление немедленно прекратить все кровавые столкнове­ния, происходящие в Газахе, Нахчыване, Ордубаде и Ка­рабахе и принять самые решительные меры, чтобы была исключена всякая возможность столкновения между армянским и мусульманским населением в пределах соответствующих республик.

В письме А.Хатисова председателю армянской делегации на конференции от 13 апреля 1920 года отмечалось, что правительством приняты самые срочные меры по оповещению населения и властей районов, охваченных враждебными действиями, о необходимости немедленного прекращения последних. Несмотря на то, что правительство Азербайджанской Республики ещё в ходе конференции посылало правительству Армении телеграммы об имеющих место фактах нападения и сожжения армянскими вооруженными силами мусульманских селений Газахского уезда, в телеграмме от 16 апреля Хатисов убеждал Оганджаняна в том, что крупные военные столкновения между сторонами прекратились.

В то же время Хатисов призывал Оганджаняна опровергать нашедшие отражение в заявлении министра иностранных дел Великобритании лорда Керзона факты о зверствах армянских отрядов во главе с Амазаспом, Дро, Абрамом. Как отмечал Хатисов, оказались неверными также слухи о резне всех или половины армян Шуши.

Таким образом, после тяжелого поражения в начале апреля 1920 года под Аскераном и Шушой, армянское правительство старалось маневрировать, совмещая дипломатические шаги с военными. Несмотря на договоренности о прекращении военных действий, нападения армянских вооруженных сил на приграничные с Арменией азербайджанские села Карабаха, Зангезура и Газаха продолжались. Это вынуждало правительство Азербайджана постоянно держать значительные военные силы на западных рубежах страны за счет значительного ослабления обороны северных границ, где ожидалась агрессия со стороны Красной Армии Советской России.

Ильгар Нифталиев,

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана