"Историческая призма": 1921-й. Бесславный конец армянских палачей
Армяне приняли активное участие в Первой мировой войне на стороне стран Антанты. В России в армию было призвано около 200 тысяч армян. В армиях других стран воевало более 50 000 армян.
Так как завоевательные планы царизма совпадали со стремлением армян создать автономию за счет турецких территорий в Восточной Анатолии, армянские политические партии вели активную пропаганду по организации добровольческих отрядов, общая численность которых к 1916 году достигла 6 тысяч человек.
Командовали этими отрядами полевые командиры подобные Андранику, Кери, Амазаспу, Дро, которые уже имели приличный кровавый стаж деятельности на территории Османской Турции и Российской империи. Данный опыт пригодился и в годы войны, когда возглавляемые ими отряды действовали в качестве передовых частей русской армии, "размягчая" территорию для предстоящего вторжения русской армии. После же вступления русской армии в пределы Анатолии, масштабы операций армян еще более расширились, приняли карательный характер и сопровождались массовой гибелью мирного тюрко-мусульманского населения Вана, Битлиса, Эрзерума, Муша и других районов Восточной Анатолии.
Наиболее точное определение армянскому добровольческому движению дал в своей работе армянский автор А.Лалаян: "Добровольческое" движение характеризуется тем, что дашнакские отряды во главе с кровожадными хмбапетами (Андраник-пашей, Амазаспом и другими) проявляли максимум "храбрости" в деле истребления турецких женщин и детей, стариков и больных. Занятые дашнакскими отрядами турецкие деревни высвобождались от живых людей и превращались в развалины, наполненные обезображенными жертвами. Таким образом, один из итогов дашнакского добровольческого движения заключается в уничтожении десятков тысяч трудящихся турок".
Данные жестокости армянских банд вызывали возмущение даже у русского командования, которое первоначально всячески поощряло добровольческое движение армян, пока поражение турецкой армии не стало очевидным. Поступавшие с мест сведения о многочисленных фактах неповиновения и преступлениях армянских дружин, вскоре убедили русских генералов в том, что армянские добровольцы, состоящие в своем большинстве из членов партии "Дашнакцутюн", являясь людьми с весьма темным прошлым, путем уклонения от боя, дезертирства, членовредительства и политиканства, будут действовать растлевающим образом на русскую армию.
В конце 1915 - начале 1916 годов русское командование решило расформировать армянские дружины и создать на их базе стрелковые батальоны, командирами которых были теперь офицеры русской армии. Это был сильный удар по армянскому добровольческому движению. Тем более, что царское правительство не сдержало также свое обещание предоставить армянам автономию на территориях Восточной Анатолии, занятых в ходе военной кампании 1915-1916 годов.
Однако летом 1917 года пришедшее после свержения царизма в России к власти Временное правительство, пытаясь компенсировать процесс разложения на фронте, приняло решение о создании национальных военных формирований. На базе армянских стрелковых батальонов стали создаваться стрелковые полки. После свержения Временного правительства, 13 декабря 1917 года главнокомандующий Кавказским фронтом издал приказ, на основании которого должен был формироваться Армянский корпус. 4 февраля 1918 года среди армян России и Закавказья была объявлена всеобщая мобилизация. Началось формирование армянских национальных вооруженных сил. В Иреване собрались служившие в русской армии армянские офицеры: генерал М.Силикян, полковники Д.Бэк-Пирумян, П. Залинян, Н.Горганян и другие.
В результате Армянский национальный корпус был сформирован из солдат-армян, собранных со всех русских фронтов, а также за счет набора добровольцев - рекрутов из армянского населения. Корпус, возглавляемый дивизионным генералом Ф.Назарбековым, состоял из двух стрелковых дивизий, кавалерийской бригады, маршевой бригады, дивизии армянских добровольцев во главе с Андраником Озаняном, собранных из Турецкой Армении, а также территориальных полков, которые рекрутировались из армян Тифлисской, Елизаветпольской губерний и Карсской области. Таким образом, армянские военные части, представляя довольно внушительную силу, подобно паутине, окутали все части Южного Кавказа, где проживало армянское население.
После издания большевиками 29 декабря 1917 года "Декрета о Турецкой Армении" советское правительство также развернуло широкую деятельность по организации на территории России армянских отрядов и отправке их на Кавказ. Большевики помогали этим отрядам и материально, и морально; добровольцы получали талоны на беспрепятственный проезд, для них организовывались специальные эшелоны.
Специальным декретом от 16 марта 1918 года за подписью Комиссара по делам национальностей Советской России И.Сталина революционные комитеты, революционные штабы, советы и другие советские учреждения ставились в известность, что "армянские революционные организации имеют право свободного формирования армянских добровольческих отрядов и обложения армянской буржуазии в целях финансирования последних". Упомянутым советским учреждениям вменялось в обязанности не чинить препятствий продвижению этих отрядов, "призванных защищать свою родину от немецко-турецких насильников по направлению Армении".
Это было грубым нарушением 5-й статьи русско-турецкого дополнительного договора, заключенного 3 марта 1918 года, как приложения к основному Брест-Литовскому, по которому большевики брали на себя обязательство демобилизовать и распустить армянские отряды, состоящие из турецких и русских подданных, которые находились как в России, так и на оккупированных турецких территориях. Часть этих вооруженных формирований позже влилась в состав Красной армии Бакинского совета, оказав большевикам посильную помощь в захвате власти в Баку и Бакинской губернии в марте-апреле 1918 года и уничтожении более 50 тыс. тюрков-мусульман. Возглавляли эти войска бывшие полковники царской армии Казаров, Аветисов, Амазасп и др.
Уже к концу мая 1918 года Армянский корпус насчитывал 30 батальонов общей численностью около 12 тысяч человек. Вооруженные до зубов армянские отряды предприняли в начале 1918 года целый ряд вооруженных акций по расчистке территорий Иреванской губернии (было разрушено и разорено 199 селения) и Карсской области (было разрушено и разорено 82 селения) от мусульманского населения. В результат, цветущие некогда мусульманские селения Иреванской губернии и Карсской области, "благодаря" зверской свирепости капитана Мовсесяна и отряда генерала Арешева, стали представлять собою гигантское кладбище, где каждый камень свидетельствовал о жестоких актах зверства, цинизма, дикости и вандализма армян, раз и навсегда потерявших человеческий облик.
Преступления против местного тюркского населения части Армянского корпуса творили также на территории Восточной Анатолии. Вступившие в середине февраля 1918 года в город Эрзинджан османские солдаты обнаружили, что все общественные и мусульманские культовые здания и более 1000 домов разрушены, сотни тел убитых турок были найдены на улицах, еще больше - в водоемах и наспех вырытых могилах.
Командующий турецкой армией на Кавказском фронте Вехиб паша, неоднократно обращаясь к командующим русских войск генералам Одишилидзе и Пржевальскому, ставил их в известность о зверствах армян против мусульманского населения. В телеграмме от 14 февраля 1918 года Главнокомандующему войсками Кавказского фронта генералу Пржевальскому Вехиб паша отмечал: "Злодеяния армян, в особенности после ухода штаба русского корпуса из Эрзинджана, перейдя границу единичных вторжений в жилища и убийств в уединенных местах, начали принимать более широкие размеры в виде открытых нападений на селения, общего изнасилования женщин, избиения всего мужского населения и предания селений огню".
В телеграмме от 16 февраля 1918 года председателю Закавказского правительства генерал Одишилидзе признал тот факт, что армянские войска совершают массовые зверства над безоружным турецким населением, не исключая женщин и детей. Однако нерешительность правительства Закавказья побуждала турецкое командование активизировать свои усилия.
Вновь напомнив о продолжающихся зверствах армян, турецкое командование заявило, что турецкая армия не может безучастно наблюдать уничтожение мусульман. Вехиб паша дал команду турецкой армии наступать. Армянская армия, проявлявшая "героизм" в борьбе с гражданским населением, оказалась совершенно неподготовленной к боевым действиям. Имея численное превосходство, армяне сдали Эрзерум без боя.
Однако и здесь армянские бандитские формирования оставили кровавые следы своих преступлений. В Эрзеруме, крупнейшем городе на востоке Империи, по подсчетам османских властей, было убито 8000 турок. Цифра может показаться преувеличенной, но солдаты вели учет каждого тела, похороненного ими. Только в первые восемь дней было предано земле 2124 трупа мужчин. Из соображений приличия, солдаты не подсчитывали захороненные тела женщин и не сообщали о том, что сотворили с ними армяне. Только в местечке Яшыл яйла были перебиты три тысячи граждан-турок. Этой преступной акцией руководили Андраник, Мурадян, Долуханов и их армянские подручные. Побывавший в регионе журналист австрийской газеты Стефан Эшнани, которого нельзя заподозрить в симпатиях к русским - врагам Австрии, писал: "Почти на каждом шагу я сталкивался со свидетельствами зверств армян. Были уничтожены все деревни от Трабзона до Эрзинджана и от Эрзинджана до Эрзерума".
Попытка армянских вооруженных формирований сохранить контроль над турецкими областями вскоре потерпела крах. После поражения Армянского корпуса под Эрзерумом борьба за "Турецкую Армению" закончилась, и война перешагнула границы Южного Кавказа. После образования в конце мая 1918 года Араратской Республики бывший Армянский корпус составил основу её вооруженных сил. Согласно Батумскому договору с Османской Турцией от 4 июня 1918 года Армении разрешалось иметь вооружённые силы в количестве одной дивизии. По требованию турецкого командования Армянский корпус был распущен, добровольческие отряды объявлены вне закона. Командиром Армянской дивизии был назначен генерал Мовсес Силикян.
Однако, после поражения и капитуляции Османской Турции в Первой мировой войне Батумский договор был аннулирован, и Армения вновь получила возможность организовать свои вооружённые силы. Была введена воинская повинность и на основе военного призыва образована 25-тысячная армянская армия под командованием генерала Т. Назарбекова. Решение распустить добровольческие отряды осталось в силе, так как эти отряды отказывались подчиняться общему командованию армии, часто своевольничали и становились причиной внутренних неурядиц. Командир добровольческой дивизии, генерал Андраник остался недоволен этим решением и проводимой правительством республики политикой. В 1919 году он распустил свою дивизию, сдал оружие армянскому католикосу в Эчмиадзине и покинул Армению.
На протяжении 1918-1920 годов армянская армия была основным инструментом агрессивной политики дашнакского правительства, принимая активное участие в уничтожение тюрко-мусульманских сел не только на территории Азербайджанской Республики (Нахчыване, Зангезуре, Карабахе и др.), но и азербайджанского населения - подданных Армении. Последние кровавые акции армянский премьер-министр О.Качазнуни пытался позже оправдать неповиновением местного азербайджанского населения армянским властям и их сочувствием к Азербайджану и Турции. В результате к моменту установления советской власти в Армении здесь оставалось чуть более 10 тысяч азербайджанцев.
Советизация Армении в конце ноября 1920 года, как известно, была осуществлена без единого выстрела со стороны армянской армии. "Соглашение между правительствами РСФСР и Республики Армения об условиях сдачи власти в Армении Военно-революционному комитету", заключенное 2 декабря 1920 года, содержало специальный пункт, который гласил: "Командный состав армянской армии не подвергается никакой ответственности за действия, совершенные в рядах армии до провозглашения Советской власти в Армении".
Этот пункт, как, впрочем, и остальные, был вскоре нарушен армянскими большевиками. Уже в конце января 1921 года иреванские тюрьмы были переполнены арестованными представителями правящих партий и вооруженных сил Армении. В качестве заложников были схвачены известные члены дашнакского правительства А.Оганджанян, А.Саакян, О.Качазнуни, Л.Шант и другие.
В своем обращении в ЦК РКП(б) от 26 марта 1921 года нарком иностранных дел Советской Армении А.Бекзадян отмечал, что за три месяца существования советской власти в Армении были арестованы 1400 офицеров Армянской армии. Руководивший этой акцией глава ЧК Армении Геворк Атарбекян, ссылаясь на инструкции ВЧК, требовал спешной и безусловной высылки за пределы Армении всех бывших офицеров, даже состоящих на службе в Красной армии и даже с партийными билетами.
Среди арестованных были генералы и полковники (Т.Назарбеков, Амазасп Срвастян и др.), руки которых были обагрены кровью сотен тысяч безвинных тюрков-мусульман, планомерно уничтожавшихся только по их этническому и конфессиональному признаку.
Теперь же все эти палачи в неотапливаемых арестантских вагонах, в суровые февральские дни 1921 года направлялись через Баку, Ростов, Харьков, Воронеж в концентрационный лагерь города Рязани...
Ильгар Нифталиев
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре