Армянской экономике поставили окончательный диагноз - АНАЛИЗ
Представьте себе: на трибуну, под телекамеры, выходит некий субъект и громогласно возвещает: "Господа! Как установили ученые, зимой бывает холодно, а иногда идет снег!" В Интернете таких любителей изрекать очевидные истины таким тоном, будто бы речь идет о сногсшибательном открытии, продвинутые юзеры уже давно именуют "Капитан Очевидность".
А уж поводов для таких оценок хватает. В том числе и в Армении. Вот, к примеру, доктор экономических наук Ашот Егиазарян дал интервью ереванской "Лрагир" и в беседе с журналистом заявил: Армения столкнулась с "бегством капитала". "Тенденция вывоза капитала очевидна, что в первую очередь обусловлено не особо привлекательной бизнес-средой Армении. Ожидания инвесторов в основном негативные, и они вывозят капитал. Возможно, в какой-то степени это связано с эмиграцией. Прежде в Армению вкладывались определенные повторные инвестиции, но сейчас капитал выводится", - признал Егиазарян. Представ таким образом в образе "Капитана Очевидность". Или, с учетом местной специфики, "Навапети Акнхайт".
Сам факт бегства капитала из Армении уже ни для кого не секрет и не новость. Тем более, что процесс этот продолжается уже давно. Как и падение инвестиций. Вот на днях Национальная статистическая служба Армении во всеуслышание подтвердила: за январь-сентябрь нынешнего года объем прямых инвестиций в экономику Армении упал в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Когда Ереван, напомним, тоже не купался в финансовых потоках. Просто, если нацстатслужба приводила голые цифры, то Егиазарян решил обобщить и поставить диагноз армянской экономике.
Другое дело, что в роли "Навапети Акнхайт" он предстал на редкость не вовремя.
В самом деле, в Армении только недавно приступил к работе новый кабинет министров - во главе с Кареном Карапетяном. И президент Армении, и ее премьер-министр не сходят с экранов, обещая скорые перемены к лучшему, качественное улучшение бизнес-среды и, главное, приток инвестиций, прежде всего от все той же диаспоры. А пока что занимаются тем, что честнее всего было бы назвать попрошайничеством.
Вот, к примеру, президент Армении Серж Саргсян в зале "Тигран Мец" гостиницы "Армения-Мариотт" участвует в гала-ужине, организованном по случаю 110-летия Армянского всеобщего благотворительного союза (AGBU). И выступает с речью, где высказывает пожелание, чтобы Союз одну основную часть своих средств хранил в имеющей стабильную финансовую систему Армении, таким образом получая больше выгоды и этим увеличивая масштабы благотворительности.
Дело даже не в том, что президент Армении в очередной раз пытается "расколоть" диаспору на что-то более существенное, чем разовая благотворительность, при том, что вот уже четверть века дальше призывов и ожидания дело не идет. Важно другое: говорить сегодня о стабильной финансовой системе в Армении можно только ой с какой натяжкой. Стабильность в финансовом мире - это не отсутствие резких перемен. В стране могут проводить реформы, внедрять новые механизмы, диверсифицировать коммунальные платежи, намеренно опускать курс национальной валюты, чтобы сделать более конкурентоспособной свою "ненефтяную" продукцию (такую политику, к примеру, уже достаточно давно проводят в Норвегии). Стабильность в финансовом прочтении - это, прежде всего запас финансовой прочности. Причем в долгосрочной перспективе.
А вот с последним у Армении дела обстоят как раз далеко не лучшим образом. Местные экономисты открыто предупреждают: страна стоит на грани дефолта. Глава союза товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян напомнил: ВВП Армении составляет порядка 10 млрд. долларов, а госдолг достигает 5,8 млрд. долларов. К тому же этот долг продолжает расти. Доля госдолга к ВВП вырастет с 48,8% в 2015 году до 54,1% в 2016 году, а в 2017 году достигнет 55,1% - это признает и минфин. Чтобы избежать дефолта, Армения должна "выжать" экономический рост в 7-8 процентов, но это местным экономистам не снится даже в розовых снах. Уж на что правительство любит прогнозировать красивую цифирь, но и там не решаются обещать что-то больше 2-3 процентов роста. А на такой тоненькой "соломинке" экономику не вытянуть.
Да тут еще и эксперты напоминают: надо принимать во внимание и абсолютные цифры. Если в Армении экономический рост едва ли не обнуляется из-за того, что в Ведибасаре выпал град, а оптимистичные цифры роста в сфере обслуживания оказываются результатом того, что где-то открылось очередное казино, и не в стиле Лас-Вегаса, а на уровне этакого "официального катрана" времен бандитских девяностых, то... о чем вообще можно говорить? Страна висит на тонюсеньком волоске, и оборвать его может даже случайность. Вроде того же селя на КПП "Верхний Ларс".
Что же до последних инициатив правительства Армении, то Ашот Егиазарян, он же "Капитан Очевидность", он же "Навапети Акнхайт", высказался с предельной откровенностью: "Если это (обещания правительства привлечь в Армению инвестиции - Ред.) не вранье, то уж точно не правда. Я даже уже не могу понять логику. Все настолько просто - делать вид, что занимаешься экономическими проблемами, создаешь благоприятную среду, просто абсурдно. Тенденции спада все глубже, и это естественно в условиях, в которых оказалась Армения". После чего пояснил: "Армения оторвана от мира. Инвестиции не идут в страну, которая не может самостоятельно контактировать с миром".
Только вот даже взявший на себя роль "Капитана Очевидность" в переводе на армянский господин Егиазарян умалчивает о главной причине столь незавидного положения экономики Армении: для того, чтобы выйти из нынешнего кризиса, в Армении необходимы не манипуляции со ставками налогов, а политические решения в карабахском урегулировании, те, которые позволят нормализовать отношения с Азербайджаном и Турцией. Причем вряд ли эти решения будут приниматься в режиме наибольшего благоприятствования для Армении.
Просто все дело в том, что на заре своей независимости об этой самой экономике в Армении элементарно забыли. Точнее сказать, не вспомнили. В газетах, в телеэфире, в парламенте и на митингах рассуждали о "миацуме" и "геноциде", мнимых "исторических правах армян" на Карабах, Восточную Анатолию и Джавахетию, и на этом фоне так не хотелось думать, где покупать нефть и газ, куда продавать абрикосы и ботинки и по какой дороге вывозить ферросплавы. Экономическая лексика с высоких трибун, особенно если выступать приходится на широкую аудиторию, звучала не ахти как привлекательно.
Все эти "проценты роста ВВП", "национальный доход на душу населения", "покупательная активность" и т.д. явно проигрывали громким лозунгам об "исторических правах" на земли соседних стран. Да еще к тому же входили с этими лозунгами в явный клинч. И о них просто забыли. Попытавшись заменить реальную экономику, пардон, чтением морали о "национальных интересах". Тем более что спор между служением высокой идее и стремлением к благополучной жизни - тема вечная, и в словесных баталиях его исход предопределен.
Только вот одно дело - личный выбор человека, которому, если очень хочется, можно прочитать нравоучительную беседу в незабвенном еще со времен позднего СССР стиле "ваше поколение "больно вещизмом", оно "безыдейное", вас интересуют разве что мода, современная музыка и веселое времяпровождение, и вообще, Аркадий Гайдар в 15 лет полком командовал, а вы?!!". И совсем другое - политика государства. Где приходится думать не только и не столько о "высокой идее", сколько о той самой прозе жизни - о том, как соотнести в бюджете доходы и расходы, из каких средств финансировать пенсии, строить школы и платить зарплату бюджетникам. Особенно с учетом такой реальности: есть люди хотят три раза в день. И экономика, даже если попытаться "задвинуть" ее на второй или десятый план, напомнит о себе. И чаще всего в самый невыгодный и неудобный момент.
Но для того, чтобы сказать это вслух, Армении необходим настоящий "Капитан Очевидность", а не "Навапети Акнхайт".
Нурани
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре