Саргсян не смог обдурить Европу. Теперь пытается взяться за Азию - ПОДРОБНОСТИ
Чего только не делают армянские власти, чтобы доказать своему населению, что они изо всех сил пытаются вывести страну из болота, в котором она оказалась в результате захвата азербайджанских земель. Но что бы ни предпринимал правящий режим, как бы ни оправдывал свое существование, воз, как говорится, и ныне там.
Армения, вот уже более четверти века осуществляющая агрессию против Азербайджана, не имеет никаких перспектив достойного экономического развития, укрепления своей государственности, от которой, чем дальше, тем больше, остаются лишь рожки да ножки. И лишь сарказм способны вызвать потуги армянского руководства, которое в реалиях усугубляющегося системного кризиса в стране, уже давно превратившейся в придаток российского бизнеса и военно-промышленного комплекса, на полном серьезе строит планы привлечения в Армению баснословных инвестиций.
Подумать только: программа нового армянского правительства, которое возглавил "человек Москвы" Карен Карапетян, предполагает "обеспечение устойчивого экономического роста, в частности, посредством поощрения и защиты инвестиций". В соответствии с этой программой будет создан некий инвестиционный фонд, миссия которого, как живописует ее министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян, заключается в "содействии стимулированию и реализации прямых инвестиций в Армении", "расширении привлекательности Армении как поля для инвестиций".
То, что в Армении озаботились проблемой привлечения инвестиций, вовсе не удивляет. Ситуация в этой сфере (равно как и в других), действительно, удручает. Согласно статистическим данным, в первом полугодии 2015 года объем чистого притока иностранных инвестиций в Армению (под ним подразумевается разница поступлений и погашений инвестиций) составил 81 млрд. драмов. В нынешнем году этот показатель достиг 16 млрд. драмов, что означает - по линии иностранных инвестиций погашения превысили поступления.
Добавим к этому следующий факт: удельный вес инвестиций в ВВП Армении за последний год сократился в 7 раз. При этом следует учитывать, что для армянской экономики жизненное значение имеет поступление прямых инвестиций из России. До вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в первом полугодии 2014 года, объем чистых прямых инвестиционных потоков из России составил 36 млрд. долларов, или 48% от общего объема прямых инвестиций. В первом полугодии прошлого года этот показатель претерпел падение в десятки раз, достигнув 3 млрд. драмов и составив всего 11,2% от общего объема инвестиций. Падение продолжилось и в 2016 году, когда объем чистых прямых инвестиционных потоков составил 5,7 млрд. драмов. Иными словами, чистые притоки прямых инвестиций из России упали более чем на 265%. А ведь на протяжении многих лет Россия была самым крупным инвестором в Армении, не говоря уже о том, что армянские власти от вступления в ЕАЭС обещали народу золотые горы и выход на многомиллиардный рынок. Рынок в Евразии, конечно, существует, только вот дохлой армянской экономике, стоящей на грани полного краха, делать на его манящих просторах просто нечего.
Впрочем, армянский президент Серж Саргсян все еще делает умное лицо, пытаясь теперь внушить подвластному ему, совсем отчаявшемуся населению надежду на то, что замену российским инвестициям он сможет найти в других странах. К примеру, в баснословно богатых Объединенных Арабских Эмиратах. На встрече с премьер-министром Дубая Мухаммадом ибн Рашид аль Мактумом Саргсян призвал того организовать для Армении инвестиционный форум. С этой целью он договорился аж до того, что рассматривает ОАЭ в качестве важнейшего узла, который связывает Армению и страны Персидского залива. Только вот осталось неясным, хотят ли сами страны Персидского залива, включая ОАЭ, чтобы их что-либо связывало с Арменией - самым бедным государством на Южном Кавказе, живущим лишь на материальные подачки извне?
На какие инвестиции из заморского оазиса дубайских шейхов может рассчитывать Армения, если даже соседний Иран, всячески помогающий ей хоть как-то удержаться на плаву в условиях изоляции, не желает инвестировать в проекты, о которых Ереван с неподдельным вдохновением трубил все последние годы. К примеру, проект строительства железной дороги Иран-Армения, о старте которого было объявлено в начале 2013 года. Но теперь, по признанию замглавы МИД Армении Шаварша Кочаряна, проект откладывается, поскольку у Ирана нет денег на инвестиции в строительство дороги, после снятия санкций с этой страны Тегерану самому нужны средства для восстановления своей экономики.
При этом Кочарян умолчал о том, что аналогичный проект Иран реализует с Азербайджаном, а именно - строительство железной дороги Казвин-Решт-Астара (Иран) - Астара (Азербайджан), которая является частью транспортного коридора "Север - Юг" и призвана соединить не только железнодорожные сети России, Азербайджана и Ирана, но и Северную Европу с Юго-Восточной Азией. Равно и о том, что в отличие от Еревана, Баку успешно инвестирует проекты, представляющие для него стратегический интерес. Так, значительную долю расходов на строительство железной дороги Казвин-Решт-Астара Азербайджан взял на себя.
Или взять реализуемый армянским правительством проект строительства автомагистрали Север-Юг. Предполагается, что данный коридор обеспечит выход из Ирана к Черному морю и европейским странам через территорию Армении и Грузии. Еще в январе 2010 года официальный Ереван одобрил инвестпрограмму строительства транспортного коридора от иранской до грузинской границы Армении. С этой целью армянские власти получили кредиты: 500 млн долларов от Азиатского банка развития и 60 млн евро от Европейского инвестиционного банка. Строительство коридора изначально планировалось завершить в 2017 году. Однако в самой Армении нет никакой уверенности, что автомагистраль будет проложена в срок, да и будет ли проложена вообще. Зато доподлинно известны факты растраты средств, в которых фигурируют имена армянских чиновников самого разного ранга.
Уместно привести в связи с вышесказанным полные горечи слова секретаря парламентской фракции оппозиционного Армянского национального конгресса Арама Манукяна, высказанные в ходе слушаний по проекту госбюджета на 2017 год. "Только Иран и только в Азербайджане делает инвестиции в 10 раз больше, чем все страны - в Армении. Армения на данный момент является анклавом в регионе. Где наша стратегия, по которой Армения становится политическим центром, экономическим центром, международным субъектом? Где наша стратегия, по которой Армения продвинется вперед?".
Стратегии развития в Армении, изолированной от процессов региональной интеграции, действительно, нет. Но может ли она быть у страны, которая своей главной целью считает оккупацию чужих, азербайджанских земель? И о каком превращении в политический и экономический центр, привлекательный для иностранных инвестиций, может мечтать Армения, живущая в ожидании новой большой войны с Азербайджаном - подлинным региональным лидером, локомотивом интеграционных процессов на Кавказе, в Прикаспии, Евразийском перекрестке?
Выход из той трясины, в которую угодила Армения по вине собственной агрессивной политики в отношении Азербайджана, лежит, что называется, на поверхности. Но его упрямо не хотят видеть в стремительно погружающейся на дно Армении, которой никак не светит перспектива стать "полем для инвестиций".
Натиг
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре