"Историческая призма": ХХ век. Трагедия азербайджанцев Армении
В феврале 2018 года исполняется ровно 30 лет, как начался карабахский конфликт - самый кровопролитный в новейшей истории Азербайджана территориальный конфликт с Арменией. Начавшийся в феврале 1988 года с сепаратистского движения армян Нагорно-Карабахской Автономной области он вскоре вылился в открытую военную агрессию Армении против Азербайджана.
Конфликт стал настоящей трагедией не только для азербайджанской общины НКАО, но и для почти 200-тысячного азербайджанского населения Армянской ССР. Азербайджанцам, жившим на своих исконных землях, которые по воле судьбы в мае 1918 года оказались в составе первого на Южном Кавказе армянского государства, трижды в течение ХХ века пришлось пережить массовую депортацию со своих земель.
Первый этап депортации охватывает 1918-1920 гг., когда из 80 тысяч азербайджанцев, проживавших на территории Араратской Республики на момент её образования в мае 1918 года, в результате 30-месячного дашнакского правления до конца 1920 года осталось чуть более 10 тысяч человек.
Второй этап депортации азербайджанцев из Армении приходится на послевоенный период, когда советское руководство во главе со И.Сталиным с целью осуществления своих экспансионистских планов в отношении Турции решило принести в жертву азербайджанское население Армянской ССР. В результате в 1948-1953 годы из Армянской ССР было депортировано 53 тысячи азербайджанцев, земли которых были освоены армянами, прибывавшими из стран Ближнего Востока и даже Америки.
Наконец, последний, самый крупный по своим масштабам этап депортации приходится на 1988-1991 годы, после которого из 200 тысяч азербайджанцев в Армении не осталось ни одного нашего соотечественника.
Многие из тех, кто пережил последнюю депортацию, сегодня ушли из жизни, другие достигли преклонного возраста. Их дети обзавелись семьями, у многих появились внуки. Это молодое поколение знает о трагических событиях тех лет лишь из рассказов своих дедов и отцов, со страниц школьных учебников. Но история сохранила официальные документы, фотодокументы, журналистские расследования, в которых нашли отражение свидетельства азербайджанских беженцев из Армении, которые испытали на себе все тяготы тех страшных событий.
Прибывающие из соседней республики беженцы рассказывали о творившихся над ними бесчинствах, тяжелой, угнетающей атмосфере, вынуждавшей их оставлять родную землю, могилы предков, нажитое.
Вот несколько свидетельств самих азербайджанских беженцев из Армении, записанных бакинскими журналистами в феврале 1988 года: "С 19 февраля мы не спали ни одной ночи. Азербайджанцы из соседних сел собрались в наш поселок им. Калинина Масисского района для безопасности. А сам поселок был под охраной пограничных частей, - рассказывал Гусейн Гамбаров из совхоза "Арарат" Масисского района. - Азербайджанскую школу закрыли. По ночам собирались у костра в центре села или поселка по 10-20 мужчин охранять дома. И все-таки не проходит такой ночи, чтобы не был подожжен какой-нибудь дом. Старики, женщины, дети ложатся одетыми, даже в обуви. Чтобы можно было вскочить и бежать".
Колхозник Гумбат Аббасов так описывал пережитое: "В нашем селе Арташат Масисского района подожгли три дома. С 19 февраля нас не пускают на базары, выращенное нашим трудом пропадает. Вы не найдете ни одной азербайджанской фамилии в записях больниц, поликлиник, медпунктов Армении. Нам отказали в медицинском обслуживании. Нам не продают хлеба и продуктов. Не допускают в городской транспорт. Начались массовые беспричинные увольнения азербайджанцев. Нам наплевали в лицо в прямом смысле слова и кричали: "Турки, вон, вон с армянской земли".
Подобные сообщения о событиях в Армении, появление беженцев на дорогах и в населенных пунктах республики, их рассказы о происходящем вселяли в людей огромную тревогу, гнев, вызывали повышенную потребность в демонстрации национальной солидарности.
Сумгайытские события конца февраля 1988 года, которые также были спровоцированы местными армянами при поддержке из Москвы, дали повод армянским националистам начать процесс планомерного выживания азербайджанцев со своих земель в Армении. Уже через несколько дней после событий в Сумгайыте, 2 марта 1988 года, была зафиксирована новая волна азербайджанских беженцев из Армении. В Зангеланском и соседних с ним районах Азербайджана появилось много азербайджанских семей, изгнанных из сельских районов Армении. В первых числах мая 1988 года в селе Ширазлы Араратского района Армянской ССР было разрушено армянами 16 домов, сожжены два дома и одна автомашина. 210 семей (880 человек) из этого села в течение 4 месяцев жили под открытым небом на берегу реки Аракс в приграничной зоне.
С 19 по 25 июня 1988 года в Армении находилась группа ответственных партийных и советских работников из Азербайджана. В справке, подготовленной по итогам поездки и направленной для сведения в ЦК КПСС, отмечалось что "группы хулиганствующих элементов армянской национальности предприняли ряд противоправных действий против азербайджанской части населения Армении. Так 17 июня с.г. ими учинен погром и массовое избиение жителей поселков Масис, Саят-Нова, Даштаван, Зангиляр, Сарванляр и др. Разгромлены 18 квартир, сожжены 7 частных домов азербайджанцев, 11 человек тяжело ранены, лица многих из них изуродованы. В десятках домов и квартир разбиты стекла, двери, поломаны заборы, гаражи, автомобили, разрушены надворные постройки. Более 8 тысяч жителей бросили дома. Особой жестокостью отличались действия "молодчиков", прибывших на автобусах в сопровождении грузовых машин и самосвалов, груженных арматурой, камнями, палками и другими орудиями избиения. Произошедшему во многом способствовали публикации в местной печати, передачи республиканского телевидения и радио, многочисленные подстрекательские речи на митингах и сборищах в г. Ереване и других населенных пунктах Армянской ССР. Обращали на себя внимание безнаказанность хулиганских проявлений, бездействие местных советских и правоохранительных органов, которыми не предупреждается совершение фактов насилия".
Положение усугублялось ещё тем, что азербайджанцев увольняли с работы, снимали с постоянного паспортного учета, систематически шантажировали угрозой физической расправы. Все это усиливало тревогу, нагнетало страх, сказывалось на моральном состоянии людей. Подобные факты особенно наблюдались в районах компактного проживания азербайджанцев в Амасисском, Варданисском, Ехенадзорском и Азизбековском районах Армении. Поэтому в целях обеспечения своей безопасности люди оставляли дома, нажитое десятками лет хозяйство и уезжали из Армении.
В сообщении Азеринформа говорилось, что на 14 июня 1988 года из Армянской ССР в республику прибыло свыше 4 тысяч человек. Основная их часть была размещена в Баку, Агдашском, Зангеланском, Уджарском, Газахском, Агсуинском и Имишлинском районах. Свыше 900 граждан временно были размещены в пансионатах Абшерона.
Конец ноября - декабрь 1988 года занял особое место как заключительный этап полного и теперь окончательного изгнания азербайджанцев из Армении. Начинавшийся в феврале с массовых выступлений в Армении и Нагорном Карабахе под лозунгами "воссоединения" 1988-й год завершался тотальной этнической чисткой азербайджанского населения Армении. С этого момента в Армении больше не осталось азербайджанцев. Был претворен в жизнь вожделенный лозунг "Армения для армян".
Непосредственной причиной исхода азербайджанцев стали массовые беспорядки в Гугаркском, Горисском, Степанаванском, Калининском, Варденисском и ряде других районов Армении, где имели место погромы и поджоги жилищ, насилие, кровопролития, десятки убитых. Только за три дня, с 27 по 29 ноября 1988 года, в Гугарке, Спитаке и Степанаване было убито 33 азербайджанца, а всего - более 100 человек. В селе Гезалдара Гугаркского района Армении был убит 21 азербайджанец. Всего в Гугарке погибло 70 азербайджанцев. В целом, армянами за этот период были убиты 188 азербайджанцев.
В высылке азербайджанцев принимали активное участие многие государственные функционеры Армении. 27 ноября 1988 года, например, один из руководителей КГБ, начальник управления внутренних дел и местный партийный руководитель объехали деревни Сарал и Гурасли в районе Спитака на севере Армении и приказали азербайджанскому населению "убраться в течение двух недель". Когда же азербайджанцы отказались уехать, на эти деревни напали вооруженные банды. Подоспевшим из Кировокана частям погранвойск СССР кое-как удалось разогнать нападавших. Жители деревень уехали на автобусах, увозя с собой только самое необходимое; но в дороге по колонне машин открыли огонь, в результате чего три человека погибли.
Между тем, среди изгнанных азербайджанцев были депутаты Верховного Совета Армении (13 человек) и СССР (1 человек), городских, районных и поселковых Советов. Бандитов не остановила их депутатская неприкосновенность. Грубые нарушения прав граждан, беспорядки, сопровождавшиеся угрозами насилия, происходили в Иджеванском, Ехегнадзорском, Красносельском, Араратском, Масисском, Амасийском и Ноемберянском районах. Спасаясь от преследователей, гонимые страхом, плохо одетые, незащищенные от морозов тысячи мужчин, женщин, стариков с детьми на руках пробирались сквозь снежные сугробы, через горные перевалы, замерзая, погибая, теперь уже от холода. Сообщения Азеринформа и обращения военного коменданта этого периода, напоминавшие военные сводки, говорят сами за себя и вполне могут служить документальными свидетельствами истинного масштаба трагедии азербайджанских беженцев из Армении.
Так, в сообщении Азеринформа от 3 декабря 1988 года отмечалось: "В ночь с 1 на 2 декабря вывезено 3800 человек из Масисского района, 400 человек - Спитакского, 450 чел. - Араратского, 150 чел. - Калининского, 482 - Кироваканского, 614 - Степанаванского. Как сообщили в Совете Министров Азербайджанской ССР, на 2 декабря число беженцев превысило 78 тысяч человек. Основная часть их сейчас находится в Нахичеванской АССР, Кировабаде, Кельбаджарском, Апшеронском, Зангеланском, Мир-Баширском, Шамхорском, Ханларском, Таузском районах".
По данным Госкомстата Азербайджанской ССР, к началу февраля 1990 года из Армении в Азербайджан бежали 186 тыс. азербайджанцев, а также 11 тыс. курдов и 3,5 тыс. русских. В середине 1990 года Госкомстат Азербайджана зарегистрировал в республике 233 тыс. беженцев из Армении и Узбекистана (турки-месхетинцы).
С исходом азербайджанцев из Армении возросли масштабы армяно-азербайджанского конфликта, в его воронку оказалась вовлечена еще большая масса людей, значительно расширилась география пространства конфликта с перспективой превращения в непосредственную конфликтную зону всех тех населенных пунктов Азербайджана, где проживали армяне и где стихийно оседали беженцы.
Вслед за депортацией азербайджанцев из Армении межобщинные столкновения приобрели тенденцию целенаправленного изгнания всего азербайджанского населения из НКАО.
Ильгар Нифталиев,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре