Смертельное оружие: тот самый Томми-ган - ФОТО

Такой была американская мужская мода ревущих 1920-х. Последний штрих в ее немеркнущий облик, наряду с двойным виски и кубинской сигарой, вносил пистолет-пулемет Томпсона. Тот самый Томми-ган, без которого не обходились мафия, ФБР, армия и кинематограф. "В джазе только девушки", "Бонни и Клайд", "Крестный отец", "Проклятый путь", "Рафферти", "Джонни Д" - в этих лентах Томми-ган со своей трескуче-клацающей, как у пишущей машинки, огневой трелью соперничал в значимости и с актерами, и с саундтреком. По ходу сюжета звуки выстрелов и джазовые аккорды саксофона порой сливались воедино под сводами чикагских ресторанов, создавая истинное звучание эпохи.
Мог ли предвидеть Джон Толливер Томпсон, что присутствие Томми-гана в культуре и менталитете американской нации окажется столь впечатляющим? Пожалуй, это именно тот случай, когда чье-то детище многократно перерастает своего автора. Однако Томпсону не откажешь в незаурядности. Неизменно невозмутимый, неспешный, дисциплинированный, с сильной волей и философским взглядом на жизнь, этот флегматик в равной степени был образцовым военным, блестящим инженером и грамотным коммерсантом.
Джон Томпсон родился в тихом городке Ньюпорт, штат Кентукки, почти в канун Гражданской войны в США, 31 декабря 1860 года. Его отец Джеймс, артиллерийский офицер, сражался на стороне северян при Глендейле и у реки Чикамога. В отставку Томпсон-старший вышел в чине подполковника, преподавал военное дело в Университете Индианы. Детство Джона прошло в беспрерывных переездах: семья кочевала из гарнизона в гарнизон: из Кентукки в Теннесси, затем в Огайо, а оттуда в Калифорнию. Он выбрал ту же стезю, что и отец: в 18 лет поступил в академию в Вест-Пойнте, после окончания которой служил в артиллерии.
В 1890 году Джон Томпсон был назначен на скромную канцелярскую должность в армейский отдел снабжения. В затхлом болоте каждодневной рутины его профессиональные достоинства никак не раскрывались. Но после того как на пороге XX века разразилась война между Америкой и Испанией, подполковника Томпсона командировали с особой миссией на Кубу, де-факто контролируемую тогда Соединенными Штатами. Там в его ведении оказался отдел артиллерийско-технического и вещевого снабжения, проще говоря, все тыловое обеспечение американской армии. Быстро наведя порядок в этом полностью расстроенном хозяйстве, Томпсон отправил в войска более 18 тысяч тонн амуниции и боеприпасов, чем способствовал конечной победе.
В 1899 году Вашингтон увяз в военной кампании на Филиппинах, чье республиканское правительство пыталось отстоять независимость страны. Грозные пришельцы нанесли поражение местной армии, неподготовленной и плохо оснащенной, но сладить со стихийным партизанским движением оказалось непросто. На первых порах на Филиппинах базировалось сорок тысяч американских солдат, но за последующие два года это число утроилось. Командованию регулярно сообщали, что 9-миллиметровые пули штатных револьверов "кольт" армии США не останавливают фанатично сражающихся партизан. Словом, возникла острая потребность в стрелковом оружии с повышенным "останавливающим эффектом" пули.
Решать эту нетривиальную задачу с учетом филиппинского опыта и поручили Томпсону. Начались испытания патронов разных калибров. Проходили они на скотобойне в Чикаго, причем тестовая стрельба велась по живым быкам и человеческим трупам, взятым из анатомических отделений медицинских колледжей. Вывод был сделан такой: у крупных пуль с низкой начальной скоростью поражающий эффект значительно выше, чем у "быстрых" пуль меньшего калибра.
После увольнения со службы в ноябре 1914 года Томпсон, всерьез взявшийся за разработку автоматической винтовки, был принят главным инженером в фирму "Ремингтон Арме", основал два оружейных завода по производству винтовок: британской "Ли-Энфилд" и русской Мосина образца 1891 года.
В 1916-м при поддержке предпринимателя Томаса Райана Томпсон организовал компанию "Ауто-Орднанс" и перекупил у изобретателя, флотского офицера Джона Блиша патент на затвор оригинальной конструкции. В результате длительных экспериментов выяснилось, что этот затвор оптимально сочетается только с патроном 45-го калибра - стандартным 11,45-миллиметровым боеприпасом для пистолета "Кольт М1911", находившегося на вооружении армии. С идеей автоматической винтовки пришлось расстаться, и команда "Ауто-Орднанс" переключилась на проект малогабаритного ручного пулемета под пистолетный патрон. Непосредственными разработчиками стали нанятые Томпсоном и Райаном инженеры Теодор Эйкхофф, Оскар Пэйн и Джордж Голл.
После вступления США в Первую мировую войну Томпсона снова призвали на военную службу и, повысив в звании до бригадного генерала, отправили во Францию, в Союзническую экспедиционную армию, где он занимался поставками амуниции и боеприпасов. В декабре 1918-го Томпсон подал рапорт об отставке, распрощавшись с армейскими буднями уже навсегда.
Пистолет-пулемет
Между тем новая реальность ставила перед конструкторами стрелкового оружия задачи невероятной сложности. Первая мировая была "окопной" войной: зарываясь в землю, солдаты спасались от града снарядов и ливня пулеметного огня. Длинноствольная винтовка с ее снайперской точностью во многом утратила свое значение.
А когда противники сходились в рукопашную в траншеях, узкое пространство не позволяло развернуться с винтовкой и успешно работать штыком и прикладом. Явно не хватало и винтовочной скорострельности, когда на тебя из многочисленных окопных ответвлений валит неприятель. В ход шло все, что гуще и чаще стреляет, что половчее и поострее. В первом случае это были револьверы, во втором - саперные лопатки. Хорошо себя зарекомендовали ручные осколочные гранаты. Проблему пытались решить, превращая в полукарабины путем присоединения кобуры-приклада имевшиеся пистолеты "Маузер С96" и "Парабеллум Р08" с удлиненным стволом. Но это была полумера - для эффективного боя на сверхблизкой дистанции требовалось более скорострельное оружие с увеличенным боезапасом.
Так появился пистолет-пулемет, который далекие от оружейного дела люди по незнанию именуют автоматом.
Кстати, автомат - это скорее облегченная автоматическая винтовка, в нем применяется укороченный и несколько ослабленный винтовочный патрон. Дальность поражения - более 500 метров. Классический пример - автомат Федорова калибром 6,5 миллиметра. А вот пистолет-пулемет стреляет пистолетным патроном, эффективно поражающим цель на расстоянии от силы сто метров. В США, заметим, утвердился другой термин: submashine-gun переводится дословно "подпулемет", "более легкая разновидность пулемета".
Джон Томпсон определил для своего детища, названного им самим Томми-ганом, пусть и пистолетный, но вполне мощный патрон. Из-за тщательной подгонки всех конструктивных элементов работа над "подпулеметом" затянулась: первый действующий прототип под звучным коммерческим именем "Аннигилятор I" был готов в 1918 году. Таковых выпустили примерно сорок единиц. Оружие обладало запредельно высоким темпом стрельбы - около 1500 выстрелов в минуту.
В лице первой серийной модели, М1921А, "томпсон" обрел свое окончательное, привычное оформление: ствол с поперечными ребрами охлаждения у основания, две пистолетные рукоятки, съемный деревянный приклад, секторный прицел, рассчитанный на стрельбу до 550 метров. Магазины: коробчатые на 20 и барабанные на 50 и 100 патронов. Этот вариант предлагался на гражданском рынке оружия, но розничная цена отнюдь не способствовала массовым продажам: "Томпсон М1921 А" стоил 225 долларов, притом что легковой автомобиль "форд" - 400.
Все детали выполнялись на точных металлорежущих станках из цельных болванок, а ствол для защиты от коррозии покрывался серебром. Материалом для цевья и приклада служило ореховое дерево. На изготовление ствола и других металлических частей шли особо износостойкие марки стали.
Небольшое количество Томми-ганов этой модификации, произведенных на заводе Сэмюэла Кольта в Хартфорде, приобрели Корпус морской пехоты США и некоторые полицейские департаменты в частном порядке. Они были ограниченно задействованы в локальных конфликтах тех лет в Латинской Америке, в частности в "банановых войнах". В ходе чего выяснилось, что на ближней дистанции звено из четырех "подпулеметчиков" по огневой мощи легко может сравниться с отделением из девяти стрелков с винтовками. Нарекания при этом вызывали масса - более четырех килограммов с неснаряженным магазином на сто патронов - и сравнительно низкая пробивная способность пули с начальной скоростью 270 метров в секунду. На темп стрельбы - 900 выстрелов в минуту - никто не жаловался.
Партия М1921А в 1924 году была закуплена через Мексику в СССР. Помимо войск ОГПУ "томпсоны" активно использовались пограничниками в борьбе с басмачами на южных рубежах советской страны.
К 1923 году относится коммерчески неудачная попытка создать модель для армии - М1923 с более длинным стволом и патроном повышенной мощности 45-го калибра. Интереса к ней военные не проявили.
Наиболее удачная модификация появилась пятью годами позже. Известна как "Нэви Модел" - "флотская модель". От своего прототипа М1921 этот вариант отличался наличием дульного тормоза - компенсатором системы Каттса - и уменьшенным, 700 выстрелов в минуту, темпом стрельбы. Командование морской пехоты США, участвовавшей в интервенции в Никарагуа, закупило для своих частей несколько тысяч таких "подпулеметов".
"Спасения нет"
Томми-ган стал одним из маркеров безумной эпохи "сухого закона" в США. Предусмотренный 18-й поправкой к Конституции запрет на производство и оборот алкоголя, который действовал с 1920 по 1933 год, породил огромное число криминальных группировок.
Поскольку "сухой закон" не запрещал частное владение, хранение и, самое важное, употребление спиртных напитков, в Соединенных Штатах возникла абсолютно новая область подпольной деятельности - пресловутое бутлегерство. Весь риск брали на себя незаконные производители, импортеры и продавцы алкоголя, прежде всего джина, виски и рома. Их клиентам ничего не грозило.
Массовое пренебрежение к закону также обусловливалось безудержной коррупцией среди политиков и в рядах полиции. В обществе нарастала напряженность, в мощную силу превратилась мафия, чьи представители вроде Аль Капоне или Лаки Лучано нашли в бутлегерстве поистине золотое дно. А когда рынок несколько насытился, на сцену вышел Томми-ган, блистательно сыграв роль "двигателя торговли", "надежнейшего компаньона", средства для устранения конкурентов и самых любопытных копов. Попадание этого оружия в руки гангстеров, мгновенно оценивших его по достоинству, не предотвратил даже введенный в 1928 году государственный контроль над продажей продукции компании "Ауто-Орднанс".
Кстати, сам Томпсон, тщетно пытаясь протолкнуть в армию и полицию свои легкие пулеметы, инициировал в прессе рекламную кампанию Anti-bandit gun - "антибандитское оружие". Реклама гласила: "Вот оно, оружие, которого бандиты боятся больше всего на свете. Оно продается только тем лицам, кто стоит на стороне закона и порядка. Оно безопасно при стрельбе в городских условиях, поскольку его пули летят не беспорядочно, а ложатся в цель с беспрецедентной точностью. Вы можете поразить противника, сделав лишь один выстрел. А можете при необходимости произвести их 20 или 50 - мощных и аккуратных. Вот почему бандиты капитулируют перед человеком с "томпсоном" в руках - они знают, что спасения нет".
Все это звучало насмешкой над реальной ситуацией. Томми-ган был идеален как раз для гангстеров, перед ним капитулировали не нарушители закона, а стражи порядка. От него не спасали даже тяжелые двери и кузов автомобиля: пули прошивали это железо. Заботиться об аккуратности при стрельбе, чтобы не дай бог не пострадали невинные люди, бандитам никакой нужды не было. Под огонь попадали все, кто находился рядом с жертвой. И либо погибали, либо ныряли на пол в поисках укрытия.
Бульварная пресса окрестила Томми-ганы "дьявольской машиной смерти" и за характерный частый стрекот "чикагской пишущей машинкой". Дилеры с охотой сбывали их никогда не скупившейся мафии. Дилер из Филадельфии Эдвард Гольдберг предлагал дополнительную услугу по стачиванию серийных номеров при покупке. В конечном счете такие легендарные разбойники, как Джон Диллинджер и Пулеметный Келли, стали ассоциироваться с этим легким пулеметом. Высшим шиком считалось выпустить с подножки автомобиля в стеклянную витрину весь барабанный магазин в 50 или 100 патронов.
Томми-ганы были задействованы во время прогремевшей на все Штаты "Бойни в день Святого Валентина". 14 февраля 1929 года в Чикаго Джек МакГерн, Фред Бурке и другие сотоварищи Аль-Капоне устроили расправу в гараже над семью людьми из банды Моран. Это убийство явилось основой фабулы к фильму "В джазе только девушки".
Газеты пестрили заметками о кровавых разборках в бизнесе бутлегеров: "25 сентября 1925 года Фрэнк МакЭрланд и Джо "Поллак" Салтис расстреляли в Чикаго команду "крутого" О'Донелла".
"17 июня 1933 года Чарльз Артур Флойд (Красавчик) с двумя гангстерами за полминуты изрешетили четыре полицейских машины на станции Канзас-Сити".
"27 ноября 1934 года два агента ФБР были застрелены Нельсоном. На следующий день нашли тело самого Нельсона, с 17 пулями 45-го калибра".
В 1933-м Томми-ган поступил наконец на вооружение ФБР, а также почтовой службы США и Береговой охраны для адекватного противостояния бандам.
В танке не развернешься
Фирма "Кольт", единственный производитель "томпсонов" в 1921-1939 годах, выпустила их лишь - 20 тысяч штук, в основном по экспортным заказам. Только с началом Второй мировой войны в системе вооружения армии США произошли подвижки. Стремительный рост бронетанковых войск и мотопехоты потребовал оснащения их экипажей компактным автоматическим оружием, чему вполне соответствовали "томпсоны".
В 1939 году армия получила модель М1928А1, которая отличалась от М1928 наличием деревянного цевья вместо дополнительной пистолетной рукоятки. А в 1943-м солдаты осваивали уже модель М1 - облегченную, более простую в производстве и обслуживании в условиях войны. Ее отличительной чертой была взводная рукоять затвора с правой стороны ствольной коробки. М1 имела свободный затвор вместо полусвободного, лишенный ребер охлаждения и дульного компенсатора ствол, примитивный постоянный прицел вместо рамочного и приемник патронов, рассчитанный только на коробчатый магазин с 20 или 30 патронами.
Военная промышленность США наладила-таки массовый выпуск "томпсонов" всех моделей. В 1940-1944 годах их изготовили 1 миллион 387 тысяч. Участие американцев в операциях на Тихоокеанском и Африканском театрах военных действий выявило колоссальные потребности армии в таком оружии. "Томпсоны" поступали в пехотные части, в распоряжение танкистов, расчетов артиллерийских орудий и минометов.
Некоторое количество М1 в рамках программы Ленд-лиза было поставлено в СССР, в том числе в качестве дополнительного снаряжения к тяжелой технике. "Томпсонами" пользовались войска НКВД и заградотряды.
Любопытные воспоминания советских ветеранов о модели М1: "В 1944 году к нам на вооружение поступили "томпсоны" американские, - рассказал, к примеру, разведчик Павел Колосов. - Но они у нас не прижились - разброс большой, дальность стрельбы не очень. Да и патроны тяжелые, много не унесешь. Мы привыкли к своим".
А вот суждение бывшего танкиста Дмитрия Лозы: "К каждому "Шерману" поставлялось два автомата Томпсона. Калибр 11,43 миллиметра -здоровый такой патрон! Но автомат был дрянной. Было у нас несколько случаев. Ребята на спор надевали на себя пару ватников, отходили, в них стреляли. И в ватниках эта пуля застревала! Вот немецкий автомат со складным прикладом (пистолет-пулемет МР-40. - Прим. автора) мы любили за компактность. А "томпсон" здоровый - с ним в танке не развернешься".
Между тем модель М1 выпускалась малыми партиями до 1971 года. В войну во Вьетнаме "томпсонами" пользовались как американские разведподразделения, так и южновьетнамская полиция. Последним полномасштабным конфликтом с их участием была гражданская война в бывшей Югославии. После оснащения армии США достаточным количеством карабинов на основе винтовки М1 надобность в Томми-ганах отпала, и в 1976 году их бесповоротно сняли с вооружения.
Сегодня спрос на Томми-ганы среди коллекционеров не иссякает. Цена на исправные модели с клеймом "Сделано в США" стартует с десяти тысяч долларов, китайские реплики стоят меньше, но тоже немало. Этот "подпулемет", самый дорогой, самый разрекламированный, с самым крупным калибром, словом, идеальный продукт американской оружейной индустрии далеко продвинулся за рамки понятия "стрелковое оружие". Томми-ган - это песни, фильмы и компьютерные игры, это фешенебельные магазины и придорожные бары, это одноименная голливудская студия. Это дух Америки.
Нажмите на фотографии для увеличения:




Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре