Полеты во сне и наяву: "Воздушное пиратство" от президента Армении

Высшие руководители Армении продолжают выступать с провокационными заявлениями. На сей раз отличился президент страны Сержик Саргсян, который пообещал отправиться первым рейсом в спешно открытый аэропорт Ханкенди. Расположенный, напомним, в Ходжалы - городе, жители которого стали жертвами устроенной армянскими террористами чудовищной резни, соучастником которой был и сам Сержик Саргсян. Причем он даже разглагольствовал в интервью британскому журналисту Томасу де Ваалю, как доблестно армянская армия устроила расправу над мирным населением. Этакая воздушная экскурсия по местам погромной славы.

Теоретически, должно быть, таким образом Сержик Азатович пытался придать больший политический вес очередной авантюре - открытию регулярных рейсов в оккупированный Карабах.

Таким образом Сержик Азатович пытался придать больший политический вес очередной авантюре - открытию регулярных рейсов в оккупированный Карабах

Подчеркнем еще раз: с точки зрения международного права вообще и законов, регулирующих авиационную сферу, в частности, перелеты эти абсолютно незаконны. Нагорный Карабах - это территория Азербайджана, и без разрешения официального Баку летать в карабахском небе никому не позволяется. В Баку об этом заявили сразу - и через СМИ, и по каналам ИКАО.

Разговоры, что рейс этот так уж необходим с точки зрения экономики, логистики, туризма и т.д., тоже рассчитаны на тех, кто очень хочет в них поверить. Или сделать вид, что поверил. Потому как, напомним, в Карабахе мирного населения по сути дела не осталось. Сначала оттуда в результате сплошных этнических чисток были изгнаны не только азербайджанцы, но и все, кто не родился армянином: русские, курды, греки... Если учесть, что официальные цифры численности армянского населения в Карабахе старательно "раздували" при помощи откровенных махинаций, начиная от "двойной" прописки в Карабахе и Ереване одновременно, и заканчивая попытками регистрировать в сельсоветовских списках этнических азербайджанцев как армян, то ситуацию можно себе представить.

Но затем началось повальное бегство из "самоопределившегося рая" уже "освобожденных" армян, активно перебиравшихся в Ереван, на юг России, а то и во Францию и США - это уже кому как повезет. Просто после эйфории митингов с требованиями о "миацуме" люди вдруг осознали, что жизнь в условиях криминально-террористической диктатуры, да еще во внеправовом пространстве - это, мягко говоря, не сахар. И хотя сегодня армянские журналисты со слезливым умилением описывают "старательно возделанные кусочки земли" в оккупированном Карабахе, понятно, что осталось там от силы тысяч пятьдесят человек. Которым вряд ли до полетов во сне и наяву.

Тем более странно, вернее, смешно слышать уверения, что аэропорт этот так уж необходим с точки зрения развития туризма. Массовый туризм в оккупированном Карабахе, где главные развлечении - это ослиные бега и местная тутовка, - это вроде мечты о "западной Армении" на турецких землях.
 

Массовый туризм в оккупированном Карабахе, где главные развлечении - это ослиные бега и местная тутовка, - это вроде мечты о "западной Армении" на турецких землях

Ее можно повторять как мантру по триста раз на дню, но в реальности желающих посетить оккупированные земли, где не действуют консульские гарантии, а "трудолюбивым карабахцам" до сих пор не удается восстановить нормальное водоснабжение, не так уж много. Не на регулярное авиасообщение - это уж точно. Разве что осуществлять эти полеты собираются на "Сессне".

Словом, компании "Армавиа" остается только посочувствовать - экономически эти рейсы себя вряд ли окупят. К тому же у этой компании и так дела идут не лучшим образом: ее рейсы отказываются обслуживать даже в аэропорту "Звартноц". А в авиации экономические проблемы нередко оплачиваются жизнями пассажиров: попытки сэкономить на техническом обслуживании самолетов, своевременной замене дорогих запчастей и т.д. понятным образом отражаются на безопасности. Не говоря о местной специфике: армянские умельцы умудряются "отдаивать" керосин из уже заправленных самолетов. Так что своим ереванским знакомым - и прежним, еще по Баку, и новым, по разного рода международным журналистским встречам, я бы летать в Карабах просто не посоветовала по вполне "аполитичным" соображениям.

И на этом фоне, увы, нет сомнений, что демонстративное открытие рейсов в оккупированный Карабах - это обычная провокация.
 

Нет сомнений, что демонстративное открытие рейсов в оккупированный Карабах - это обычная провокация

И участие, вернее, соучастие в ней президента страны вовсе не придает этой дурно пахнущей акции должный вес, а превращается в очередное проявление перманентного кризиса государственного мышления в Армении. Где, получив независимость, не знают, что с ней делать, и сначала проводят политику без учета реального положения страны и ее не интересов даже, а экономического выживания, затем продают "на корню" всю экономику и инфраструктуру, а потом хватаются за голову, когда государственная элита ведет себя в стиле мелкой городской шпаны. Ну не царское это дело - политика "по залету" в чужое небо.

Только вот, предупреждают эксперты, вполне возможно, что никакого торжественного прилета Сержика Азатовича в Ханкенди не будет. И советуют вспомнить, как, получив от президента Турции Абдуллы Гюля приглашение отправиться на футбольный матч сборных Армении и Турции, обещал, что поедет лишь в том случае, если к этому моменту граница будет открыта, но потом о своих обещаниях благополучно забыл.

И в мае, когда, если верить обещаниям, состоится первый рейс из Еревана в Ханкенди, у Саргсяна, скорее всего, найдутся дела поважнее.