"Историческая призма": 1919 год. Карабах в играх армян и большевиков - ФОТО

Тем, кто профессионально занимается или увлекается историей, наверняка знакомо это письмо Анастаса Микояна Ленину. Оно касалось в том числе судьбы Карабаха и в свое время вызвало определенные споры. Пойдем по следу этого документа и постараемся разобраться, кто был Микоян и почему он предлагал оставить Карабах Азербайджану.




Анастас Микоян относится к числу немногих советских партийных деятелей, которые в условиях репрессивного советского режима проявили беспримерное политическое долголетие. Однако это говорило не столько о незаурядных способностях Микояна как государственного деятеля, сколько об умении быстро приспосабливаться к резко меняющимся политическим обстоятельствам.

Конечно, иногда Микояну просто "везло", но ведь и благоприятную случайность удавалось использовать не всякому. Пересаживаясь из одного наркомовского кресла в другое, Микоян единственный, кому удалось оставаться в окружении И.Сталина, затем Н.Хрущева и Л.Брежнева. Не случайно, поэтому, еще в конце 60‑х годов ХХ века, когда Анастас Микоян, уже вышедший к этому времени на пенсию, начал писать свои мемуары, а точнее подправлять и стирать темные страницы из своей биографии, кто‑то пустил в ход меткую шутку: этим мемуарам следовало бы дать название "От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича".
 

По запутанности и противоречивости "героического" прошлого с Микояном, пожалуй, не сравнится ни один советский лидер. Поэтому на протяжении всей своей жизни он только и делал, что пытался скрывать наиболее темные страницы своей биографии: об участии в годы Первой мировой войны в составе отрядов армянских добровольцев во главе с Андраником в геноциде мусульманского населения в Анатолии; об участии в составе дашнакского отряда Амазаспа в геноциде азербайджанского населения в марте 1918 года и, наконец, истинную историю гибели т.н. "26 бакинских комиссаров" в сентябре 1918 года.

Известно письмо Микояна к В.И.Ленину от 22 мая 1919 года, посвященное его идеям "установления советской власти в Азербайджане". Письмо, к сожалению, не было полностью опубликовано в советское время, поэтому тогдашние исследователи, в т.ч. азербайджанские, знали лишь отдельные отрывки из него, в частности касающиеся Карабаха. Хотя Микоян довольно подробно описал письмо в своих мемуарах, однако весь текст письма хранится в его личном фонде в Российском Государственном Архиве Социально-политической истории в Москве.

Как отмечает Микоян в своих воспоминаниях, письмо в адрес В.Ленина было отпечатано на полотне, зашито в одежду и с большим риском из Баку было доставлено в Москву Тиграном Аскендаряном и Шурой Берцинской. Подобная маскировка, как пишет Микоян, была вызвана тем, что письмо содержало важные сведения об истинном политическом положении на Южном Кавказе, и поэтому он боялся, что оно не дойдет до адресата.

Однако содержание письма, к которому так бережно относился Микоян, показывало, что будущий кремлевский долгожитель не был до конца искренен. В письме Микоян пытался убедить, а точнее ввести в заблуждение "вождя мирового пролетариата", что лозунг "независимый Советский Азербайджан в тесном политическом и экономическом союзе с Советской Россией очень популярен и может сплотить азербайджанских трудящихся на восстание". Подобными уловками, т.е. выдавая желаемое за действительное, Микоян и поддерживавшие его азербайджанские большевики, пытались проложить путь Красной Армии Советской России в Северный Азербайджан, лишить последнего национальной независимости и, вернув в орбиту российского влияния, взять реванш за 1918 год.
 

Подобными уловками, т.е. выдавая желаемое за действительное, Микоян и поддерживавшие его азербайджанские большевики, пытались проложить путь Красной Армии Советской России в Северный Азербайджан, лишить последнего национальной независимости

Что же касается Карабаха, Микоян затронул эту тему в контексте взаимоотношений, как он писал, "национально-буржуазных правительств" Азербайджана и Армении. Однако, касаясь информации о том, что V съезд армян Карабаха якобы признал и примкнул к Советскому Азербайджану, Микоян явно переборщил. Во-первых, в мае 1919 года Советского Азербайджана ещё не было. Во-вторых, как становится известно из архивных документов, ныне публикуемых в разных армянских сборниках по Нагорному Карабаху, V армянский съезд, который прошел 23-24 апреля 1919 года, принял диаметрально противоположное решение, т.е. о неприемлемости власти азербайджанского правительства в какой бы то ни было форме.

Безусловно, подобное решение было принято под давлением Армении и её агентов в Нагорном Карабахе, которые, свив себе здесь теплые гнезда, держали армянское население под постоянным страхом, пытаясь преподнести изуверские планы дашнаков как чаяния народа.

Микоян говорил правду, когда писал, что Карабах был тесно связан с Баку, а не с Эриваном, имея в виду Азербайджан, а не Армению. Однако не надо завышать планку симпатий Микояна к Азербайджану. Указывая на связь Карабаха именно с Баку, Микоян, прежде всего, отмечал значение последнего с его нефтью и самым многочисленным и многонациональным на Кавказе пролетариатом для стратегических планов большевиков. К тому же, немалую часть пролетариата Баку, наряду с русскими и азербайджанцами, составляли армяне, в т.ч. карабахские, приезжавшие сюда на заработки. Предлагая присоединить Карабах именно к Азербайджану, как главному плацдарму большевистской экспансии на Кавказе, Микоян рассчитывал на то, что после советизации Азербайджана и Армении государственные границы между ними будут упразднены и вопрос о принадлежности Карабаха таким образом отпадет сам собой.

В мемуарах А.Микоян приводит воспоминания Берцинской о том, как прореагировал В.Ленин на ту часть письма Микояна от 22 мая 1919 года, где он упоминает о съезде армян в Карабахе. Ленин сказал: "Товарищ Микоян пишет о крестьянском съезде в Ка-абахе (Ленин картавил - И.Н.). Где Ка-абах, искал - не нашел? Тут же на стене в кабинете висела большая карта Закавказья. Тигран показывал Владимиру Ильичу пункты, где в то время происходили важные для Закавказья события".
 

"Ленин сказал: "Товарищ Микоян пишет о крестьянском съезде в Ка-абахе. Где Ка-абах, искал - не нашел"

В подобной неосведомленности "вождя мирового пролетариата" о географии отдельных регионов Кавказа нет ничего удивительного. Ведь он мыслил "мировыми масштабами", а думать о деталях была прерогатива его соратников. Не случайно, что уже после оккупации и советизации большевиками Северного Азербайджана решающее слово в вопросе о принадлежности Карабаха имел узкий круг лиц из числа московских эмиссаров на Кавказе, подобных И.Сталину, Г.Орджоникидзе и С.Кирову.

Микояна же среди них уже не было. В сентября 1920 года Микоян был отозван из Азербайджана и больше сюда не вернулся.

Ильгар Нифталиев,

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана