Окно в Персидский залив через Иран для Армении останется закрытым - РЕПЛИКА
Все помнят этот тост из знаменитой комедии. Он как нельзя лучше подходит к нынешним экономическим планам Армении, которая имеет огромное желание построить железную дорогу из Ирана, но не имеет для этого никаких возможностей. Зато у руководства страны имеется безграничная "политическая воля" для реализации проекта.
"У меня такое впечатление, что у нашего руководства есть политическая воля для реализации этой программы", - предположила на днях иранист Гоар Искандарян.
Учитывая, что Армения по объективным причинам в ближайшие годы вряд ли избавится от статуса регионального тупика, данная дорога сможет удовлетворить кредиторов только морально, но никак не материально
Как известно, впечатление может быть обманчивым. Кроме того, для реализации столь масштабных проектов одной воли недостаточно. Необходимы банальные деньги. А вот с этим, в отличие от "воли", у Еревана большие проблемы. Допустим, Еревану удалось раздобыть в кредит требуемые 4 миллиарда (дарить такие деньги ему никто не будет) и построить свой 300-километровый участок пути плюс 100 километров мостов и тоннелей. Допустим. Но учитывая, что Армения по объективным причинам в ближайшие годы вряд ли избавится от статуса регионального тупика, данная дорога сможет удовлетворить кредиторов только морально, но никак не материально. Это понимают и в Ереване, поэтому стараются не рассуждать особо об экономической стороне вопроса, а педалируют политическую.
Так как пропагандировать дорогостоящий проект, который ляжет тяжким бременем на армянских налогоплательщиков, не дав при этом эффекта, государственные мужи и экономисты не могут, вперед выпускаются лица, не имеющие к экономике никакого отношения. В их устах разговоры об экономической провальности проекта выглядят более приемлемо. Так же ирановед может позволить себе сказать, что "с экономической точки зрения железная дорога, хотя бы в ближайшие годы, не оправдает себя. Иран для Армении на 4-ом месте по уровню товарооборота. Кроме того, сегодня Иран ведет протекционистскую политику, то есть наши товары с трудностью вступают на его рынок". А после этого продолжить - "однако с политической точки зрения ж/д на самом деле необходима".
Так как пропагандировать дорогостоящий проект, который ляжет тяжким бременем на армянских налогоплательщиков, не дав при этом эффекта, государственные мужи и экономисты не могут, вперед выпускаются лица, не имеющие к экономике никакого отношения
Вторит ей и завкафедрой иранистики ЕГУ, востоковед Вардан Восканян, которому тоже можно, как представителю общественности, хотя и научной, проявлять дилетантизм. "Если даже с экономической точки зрения железная дорога будет не очень выгодной для Армении, то, несомненно, станет иметь чрезвычайно большое значение с военной точки зрения", - заявил Восканян. По его мнению, эту железную дорогу следует рассматривать, как "программу мечты" для Армении.
А вот посол Армении в Иране Арташес Туманян в интервью иранскому информационному агентству "ФАРС" высказался более конкретно. "Нужно построить железную дорогу протяженностью в несколько сотен километров, а для этого необходимы инвестиции в миллиарды долларов. Когда будет решен вопрос финансирования, тогда и будет построена железная дорога", - сказал он.
Одним словом, утром деньги - вечером дорога, никак не наоборот.
Утром деньги - вечером дорога, никак не наоборот
Однако давать Армении такие деньги никто особо не торопится. Не намерен финансировать армянский участок и сам Иран. Заметим, что протяженность дороги на иранской территории в пять раз меньше.
Еще в декабре 2013 года посол Ирана в Армении Мохаммад Реиси отметил, что Иран готов построить иранскую часть дороги Джульфа-Мегри на собственные средства, когда Армения добудет финансовые средства для строительства своей части. "Если найдутся инвесторы и возможно будет построить железную дорогу на территории Армении, которая потом будет связана с Грузией и Россией, мы готовы на средства своего бюджета построить этот участок", - сказал посол.
Ирану эта дорога, в принципе не нужна. Связь через Армению с Россией практически невозможна, так как на пути имеется Грузия, по понятным причинам не связанная железнодорожным сообщением с РФ. Иран может эффективно сообщаться по железной дороге с Россией через Азербайджан. Зачем же ему такие траты на проект, который ничего не принесет в бюджет? В отличие от Еревана, в Тегеране понимают, что это экономика делает политику, а не наоборот.
В отличие от Еревана, в Тегеране понимают, что это экономика делает политику, а не наоборот
Главным аргументом же, которым оперируют в последнее время армянские агитаторы проекта, является то, что Армения, дескать, прорубит окно в Персидский залив. Возникает риторический вопрос: а зачем Армении в Персидский залив и, тем более, зачем странам Персидского залива Армения?
А зачем Армении в Персидский залив и, тем более, зачем странам Персидского залива Армения?
Пожалуй, лучше всего ответил на него президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин. Проект по созданию железнодорожного сообщения Иран-Армения не имеет никакой эффективности, заявил он. "Этот проект не имеет перспектив - это как прорубить в стене окно в никуда: в стену соседнего дома", - цитирует Якунина Regnum.
Правда, через пару дней в связи с поднявшимся в Армении шумом компании пришлось заявить, что "РЖД", мол, считает важным проект строительства железной дороги Иран-Армения с геополитической точки зрения. Но... Опять "но"! Но его реализация без государственной поддержки затруднительна, сказано в сообщении компании.
То есть снова деньги, деньги, деньги... Дорога может представлять "интерес с геополитической точки зрения", но так как она не имеет экономической выгоды, вкладываться в нее желающих нет. Армянское окно в Персидский залив никому не нужно. Оно нужно лишь для удовлетворения амбиций Еревана.
А интересы Еревана мировой экономике не интересны и 4 миллиардов долларов никак не заслуживают.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре