Европу заставили сближаться с Турцией - ПОДРОБНОСТИ

После ужесточения Анкарой своей позиции в отношении Запада и укрепления отношений с Россией со стороны США и стран Европы наблюдается некоторое беспокойство. Уже совершен ряд визитов в Турцию высокопоставленных лиц США, турецкий вопрос активно обсуждается и в европейских структурах. На днях генсек СЕ Турбьерн Ягланд, как бы подводя черту под развернувшимися спекуляциями, подчеркнул: "Вместо того, чтобы прибегать к политической риторике, мы в Европе должны сконцентрироваться на существующих проблемах. Мы должны говорить с Турцией, а не о ней, и опираться при этом на Европейскую конвенцию по правам человека".
Как сообщает ТАСС, Ягланд отметил роль Анкары в преодолении миграционного кризиса.
Вчера стало известно, что 1 сентября председатель Европарламента (ЕП) Мартин Шульц собирается посетить Анкару для обсуждения отношений между Евросоюзом и Турцией. А чуть ранее в СМИ появилась примечательная информация. По данным РИА Новости, глава МИД Польши Витольд Ващиковский собирается в конце августа посетить Турцию с так называемой "разведывательной миссией", цель которой - выяснить, как Анкара планирует развивать отношения с Евросоюзом и НАТО, а также с Россией. В Анкаре ожидается его встреча с главами МИД Турции Мевлютом Чавушоглу и Румынии Лазером Комэнеску.
"Это трехсторонняя встреча. Несколько месяцев назад я начал в Варшаве цикл трехсторонних встреч, мы назвали их встречами восточного фланга, восточной тройки, Польша - Румыния - Турция. Первая встреча состоялась в Варшаве. Следующую мы планировали в Бухаресте, однако, учитывая известные происшествия в Анкаре, в Стамбуле, мы решили изменить место встречи на Анкару", - рассказал Ващиковский в эфире Польского радио.
В ходе визита польский и румынский министры намереваются прозондировать ситуацию в плане отношения Турции к НАТО, ЕС и России.
"Наверное, существуют общие турецко-иранские интересы, особенно на Ближнем Востоке, против "Исламского государства". Можно ли сделать из этого вывод, что создается новая "тройка"? Я пока не знаю, мне так не кажется. Турция продолжает оставаться надежным членом НАТО, исполняет все свои обязательства. Мы не видим никаких отклонений Анкары от натовской политики. Но, конечно, во время нашей поездки с моим румынским коллегой мы хотим подтвердить эту политику в рамках НАТО", - заключил глава польского МИД.
Прокомментировать предстоящую встречу "тройки", а также цели и задачи, которые ставит перед собой в турецкой политике ЕС, можно сказать, эмиссаром которого является глава МИД Польши, Day.Az попросил польского политолога и журналиста Бартоша Мендика.
По словам политолога, в первую очередь, необходимо уточнить, что отношения Польши и Турции остаются хорошими, что подтвердила апрельская встреча польского министра Витольда Ващиковского с его турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Мендик напомнил, что на конференции, организованной после этой встречи, польский министр сказал: "Нас объединяют 600 лет политических и экономических контактов. Были также и военные конфликты. Сейчас, однако, нас объединяет политическое и экономическое сотрудничество, а также военное сотрудничество в НАТО. Польша является открытым и решительным членом Европейского Союза, который поддерживает сотрудничество Турции с ЕС. Мы хотим, чтобы Евросоюз помогал Турции в решении проблем, вытекающих из конфликтов, которые появились рядом с Турцией".
"Это соответствует общему вектору польской политики, которая старается открываться на восточные и южные страны. Однако, к сожалению, в Европе сложилась неспокойная ситуация, во-первых, связанная с массовым притоком мигрантов, а, во-вторых, с террористическими актами, корни которых ведут к "Исламскому государству". Растет взаимное недовольство Евросоюза и Турции, в значительной мере "благодаря" Германии, которая обвиняет Турцию в неисполнении обязательств, в том числе касающихся мигрантов. С другой стороны, Эрдоган обвиняет Европейский Союз в том, что не получает от него обещанной помощи, прежде всего финансовой. На этом фоне Анкара ускоренно укрепляет контакты с Москвой", - сказал наш собеседник.
Однако наиболее существенным, считает Бартош Мендик, является тот факт, что до недавнего времени Путин и Эрдоган занимали принципиально разные позиции в оценке сирийских событий. Первый защищал легитимность режима Башара Асада, в то время как второй поддерживал сирийскую вооруженную оппозицию. Однако Эрдоган ввел принципиальные изменения в свою внешнюю политику, и сегодня Турция, несмотря на формальное участие в НАТО, становится неформальным участником свободной коалиции Россия-Сирия-Иран. Принципиально меняется ситуация на Ближнем Востоке, и, можно сказать, что выбранная Анкарой линия изменит расстановку сил в сирийском конфликте, отметил политолог.
По его словам, в течение нескольких последних лет на Ближнем Востоке можно было наблюдать за действиями доминирующей коалиции США-Израиль-Египет-Саудовская Аравия. Этот союз оказывал влияние не только на соседние государства, но, пожалуй, на весь регион в целом. Значимым оппонентом для этой коалиции была Россия, которая видела абсолютно иные варианты решения локальных конфликтов, например, в Сирии. В этом конфликте Россия считает, что необходимо вернуть полноту власти по всей стране Башару Асаду. Авианалеты сил, поддерживающих президента Сирии, привели к трагическим событиям ноября 2015, когда Турция сбила российский самолет. Это стало причиной чрезвычайно сильного напряжения между Турцией и Россией, которое, в свою очередь, остановило сотрудничество между этими странами почти на всех уровнях, сказал Мендик, добавив, что сегодня все начало меняться с точностью до наоборот.
"Сложившаяся ситуация и неожиданное изменение существующих форматов стали причиной того, что польское правительство, как известно, не особо приветствующее сотрудничество с Москвой, решило проверить, насколько стабильны возникшие тенденции. Визит главы МИД Польши действительно, на первый взгляд, может показаться несколько неожиданным, но в столь деликатном деле необходимо получить информацию из первых рук, изучив ситуацию на месте. Поскольку Польша последовательно стремится к тому, чтобы ее воспринимали как эксперта в отношениях между ЕС и государствами Востока, визит кажется оправданным и логичным. Следует помнить о том, что своими выводами Ващиковский поделится с коллегами-министрами других стран НАТО, а также ЕС.
Всех удивляет присутствие румынского министра на этих встречах, однако он сам объясняет это так: "Это трехсторонняя встреча. Несколько месяцев назад я начал в Варшаве цикл трехсторонних встреч, мы назвали их встречами восточного фланга, восточной тройки, Польша-Румыния-Турция". Это тем более удивительно, поскольку "румынское направление" в польской внешней политике (и, вероятно, турецкой) не является первостепенным", - резюмировал Бартош Мендик.
Таким образом, можно констатировать, что строптивость Анкары в какой-то степени привлекла к ней особое внимание Европы, до этого отмахивавшейся от Турции, как от назойливого просителя. Сегодня все меняется, и Европе становится все яснее, что сохранение политики в отношении Анкары в прежнем формате может привести к формированию очень сильного союза, который будет противостоять объединенной Европе и США и диктовать условия там, где еще вчера слово той же Турции считалось последним.
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре