Пашинян принесет армянам не только разгром, но и нищету после войны

С началом военных действий ситуация в армянской экономике серьезно осложнилась. Экономика войны - это совершенно другой уровень. Армянское министерство финансов начало пересмотр всех статей расходов и смогло наскрести всего чуть более 80 миллионов долларов для того, чтобы выходить из ситуации и решать вопросы, которые возникли в связи с военными действиями.

Об этом сказал Day.Az известный политолог Фархад Мамедов.

По словам политолога, 80 миллионов - это, конечно же, очень маленькая сумма. Как отмечал ранее Президент Ильхам Алиев, в ходе боев вооруженным силам Армении нанесен огромный ущерб - в размере порядка 2 миллиардов долларов. Наряду с этим появились и бегущие в Армению от войны жители Карабаха, что также влечет за собой огромные траты.

Экономика Армении при Пашиняне демонстрировала некоторый подъем в прошлом году. Этот подъем, отметил Мамедов, был связан с тем, что новые власти начали раскулачивать олигархов, увеличились налоговые поступления. Но все эти деньги были направлены на милитаризацию. Пашинян поднял военный бюджет до 700 миллионов долларов, были сделаны определенные закупки военного характера. А с начала года пандемия коронавируса оказала серьезное негативное влияние на экономику Армении.

Еще в начале этого года парламент Армении принял поправки к госбюджету и выяснил, что у них дефицит бюджета на конец года прогнозируется в размере более полумиллиарда долларов. В июне Армения обратилась в различные международные финансовые институты для того, чтобы набрать кредитов, так как в бюджете возникла большая дыра.

"В нынешней ситуации экономика Армении, несомненно, пойдет вниз. Если в середине года прогнозы сокращения экономики были где-то в пределах 5-6 процентов, то сейчас этот показатель может прогнозироваться уже в двузначном выражении. Предполагается, что спад составит 16 процентов.

Но не это самое главное - в конце концов, эти показатели могут быть использованы правительством Армении для получения как кредитов, так и грантов, то есть безвозмездных финансовых вливаний. Самая большая проблема для Армении - это снижение экономической активности. Экономика имеет такую специфику, что даже когда экономика в минусе, при наличии в государстве экономической активности, это обеспечивает рабочие места, маленькую, но стабильную зарплату, приток инвестиций и, соответственно, создает условий для выхода в плюс.

В период пандемии проблемы имеются у всего мира. Но в Армении все решения правительства по экономическому блоку мотивированы не экономическими, а политическими интересами. Политически мотивированные решения будут иметь в будущем тяжелые последствия", - сказал политолог. 

Говоря об отказе Армении от турецких товаров, Фархад Мамедов отметил, что официальное решение по этому поводу уже принято, и бросается в глаза тот факт, что во главе правительства стоят популисты. Решение было сиюминутным, но представители бизнеса и профессиональные экономисты объяснили властям, что тут речь не идет о миллионе или даже двадцати миллионах. Речь идет о товарообороте в размере около 300 миллионов долларов, и вот так вот в одночасье запретить продажу турецких товаров невозможно. Поэтому было принято решение ввести запрет с 1 января 2021 года.

Тут есть нюансы, отметил наш собеседник. Граница между Турцией и Арменией закрыта, и турецкие товары появлялись на армянском рынке через Грузию, либо через Иран. Подсчет товарооборота велся по ввозу турецких товаров через территории третьих стран. Номенклатура турецких товаров, поступающих в Армению, очень широка, и не все тут армянской стороне удастся заменить. Так, турецкие алюминиевые трубы составляют 65 процентов потребления в Армении. Это огромный показатель и его невозможно заменить. Плюс Армения это не Россия, где в связи с санкциями была принята целая национальная программа импортозамещения. Для Армении замена всей конъюнктуры по всем позициям займет очень много времени, подчеркнул азербайджанский политолог.

"Есть и такой момент - если нет турецких конкурентов, то появятся другие поставщики с более высокими ценами. Так что можно прогнозировать в следующем году подъем цен на армянском потребительском рынке по всем позициям, которые занимают сегодня турецкие товары.

Могут найтись лазейки. Например, грузинские и иранские перекупщики могут покупать турецкие товары, переклеивать ярлыки и бирки и продавать их в Армении. Наконец, существует такое явление, как реэкспорт товаров на рынок Евразийского экономического союза через Армению. Это незаконный реэкспорт, но Россия закрывает на это. Например, она закрывает глаза на реэкспорт китайской продукции из Кыргызстана, на реэкспорт турецких товаров из Армении. Есть случаи, когда в Россию продавалась продукция, которая в самой Армении не производится вообще. Например, два года назад Армения продавала России пульты от телевизоров. При выяснении, какое производственное объединение занимается их выпуском, обнаружилось, что в Армении нет даже цеха, выпускающего эту продукции, а продаются в Россию турецкие пульты под видом "мейд ин Армения". Россия закрывала на это глаза, так как это какая-никакая, а помощь для экономик этих государств. Что же касается бойкота украинских товаров, то, как отметил наш собеседник, это пока только призыв", - сказал Фархад Мамедов,

Наш собеседник обратил внимание на тот факт, что в настоящее время представители армянской диаспоры, националистические круги в самой Армении заняты розыском поставщиков запчастей для турецких беспилотников "Байракдар" по всему миру. Армяне находят какие-то фирмы в Германии, Канаде, США, забрасывают их письмами, проводят перед их офисами акции протеста. Но в этих структурах прекрасно понимают, с кем работают и куда поставляют свою продукцию. Фирмы, продающие Турции запчасти, осознают, что "Байракдары" предназначены для военных целей, а не для перевозки продуктов питания или экологических съемок. Это частные компании, задействованные в военно-промышленном комплексе, а не государственные монополии. И довольно несерьезно требовать от кого-то, да еще на Западе, чтобы он перестал зарабатывать деньги.

"Но мы не будем мешать армянам ошибаться", - заметил в заключение азербайджанский политолог.

Лейла Таривердиева