Армения несет полную ответственность за трагедию в Кельбаджаре

Я прекрасно понимаю, что подрыв машины азербайджанских журналистов в Кельбаджаре отозвался болью и негодованием в сердцах большинства азербайджанцев. Вся полнота ответственности за гибель работников азербайджанской прессы всецело лежит на армянской стороне, войска которой, уходя из Кельбаджара в соответствии с Трехсторонним соглашением от 10 ноября 2020 года, минировали все, что можно было только заминировать, не оставляя карт или схем минирования. Все эти действия, в принципе, вполне можно отнести к противоправным деяниям, запрещенным Международной конвенцией ООН о предотвращении преступлений бомбового терроризма, под которой стоит подпись в том числе и Республики Армения.

Об этом Day.Az сказал российский историк, политический аналитик, профессор Олег Кузнецов.

По мнению аналитика, зачастую карт минных полей просто нет физически в силу целого ряда объективных причин.

"Первая - армянские военные после прекращения боевых действий густо минировали территории, которые им предстояло передать Азербайджану, что явно противоречило букве и духу Трехстороннего соглашения от 10 ноября. Естественно, в этих условиях никто не намеревался оставлять документальных подтверждений своей преступной деятельности. За две недели между датой подписания соглашения и прекращения огня и датой вывода армянских военных формирований из Кельбаджара прошло 20 дней, и за это время опытные саперы вполне могли установить две-три сотни тысяч мин, если они были в их распоряжении, не утруждая себя составлением карт, схем или кроков минирования.

Надо ввести политические и экономические санкции, чтобы принудить Армению к передаче карт минных полей - Игорь Коротченко

Надо ввести политические и экономические санкции, чтобы принудить Армению к передаче карт минных полей - Игорь Коротченко

Вторая - за 30 лет оккупации азербайджанских территорий армянские военные установили множество мин на своих рубежах обороны, специалисты называют их цифру в 4 или даже 5 миллионов единиц. В принципе, данная цифра звучит вполне правдоподобно, потому что в Алжире французские колонизаторы, воюя против сил национально-освободительного движения, в начале 1960-х гг. по оценкам ООН установили до 3,5 миллиона мин. Учитывая паталогическую ксенофобию армян в отношении азербайджанцев, вполне можно предположить, что так оно и было. Картографировать места установки такого громандного количества мин также не вполне реально. В любом случае, точного количества мин и прочих взрывоопасных предметов на освобожденных азербайджанских территориях мы узнаем только после того, как они будут обезврежены, на что потребуются годы и годы времени.

Третья - карты минных полей на рубежах обороны обычно хранятся у начальника инженерной службы полка или начальника штаба батальона. За время войны осенью прошлого года многие полевые штабы армянской армии были уничтожены вместе с личным составом и документацией прицельными точечными ударами азербайджанской артиллерии или беспилотников, то есть карты минных полей были утрачены физически вместе с теми, кто их составлял. К тому же не надо забывать и такой военно-технический аспект, что в идеале переминирование минных полей в боевой обстановке производится дважды в год (специалисты инженерно-саперного дела меня поймут), и такие минные постановки, как правило, на карты минных полей не наносятся. Поэтому для меня нет ничего удивительного в том, что находящиеся в руках азербайджанских военных армянские карты минных полей не всегда соответствуют действительности", - сообщил профессор. 

Российский историк подчеркнул, что если бы армянская сторона передала бы все имеющиеся у нее карты минных полей. то это существенно облегчило бы процесс рекультивации зон боевых действий, сократило число потерь личного состава азербайджанских вооруженных сил и российских миротворцев, отчасти предотвратило бы гибель гражданского населения.

"Но, как мы видим, армянская сторона не торопится с подобными жестами доброй воли, что является доказательством того, что руководство этой страны и командование ее вооруженных сил не смирилось с военным поражением осенью прошлого года, по-прежнему считает Азербайджан и его народ для себя врагом №1 и не готово идти на политический компромисс и мирные переговоры. Армения де-факто продолжает считать себя в состоянии войны с Азербайджаном, которому, как я вижу, предстоит в ближайшем будущем провести еще одну военную операцию по принуждению Армении к миру, чтобы окончательно погасить очаг военно-политической напряженности на Южном Кавказе", - резюмировал Олег Кузнецов.

Абдул Керимханов