Соглашение по Аукусу обнажает разногласия европейцев по поводу НАТО - "ЗАРУБЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕГИОН"
Day.Az представляет читателям очередной материал из рубрики "Зарубежный взгляд на регион". В ее рамках на нашем портале публикуются переводы важнейших аналитических материалов авторитетных зарубежных изданий, посвященных событиям в регионе в целом и в Азербайджане в частности.
Европейская стратегическая автономия, которая может уменьшить зависимость ЕС от Соединенных Штатов, далеко не единодушна среди членов ЕС-27.
Анализ. Это трудные времена для европейцев, которые хотят видеть Союз в лучшем положении для защиты от внешних угроз. Хаотичный вывод войск из Кабула подтвердил их неспособность действовать в одиночку. О реализации трехстороннего пакта безопасности "Аукус" (Австралия, Великобритания, США) для Индо-Тихоокеанского региона было объявлено за день до обнародования в Брюсселе европейской стратегии, которая к тому времени прошла почти незамеченной и свелась к лозунгу: "Сотрудничество, а не конфронтация". Наконец, у ЕС-27 теперь есть подтверждение того, что даже в эпоху после Трампа Вашингтон, скорее всего, будет информировать их, но не консультироваться с ними заранее. Темы "стратегической автономии" и "оборонного союза" могут присутствовать во многих выступлениях, но все это создает образ бессилия.
Отношения между НАТО и ЕС, похоже, снова окажутся под постоянным влиянием. Умело и осторожно маневрировавший до сих пор, Йенс Столтенберг, генеральный секретарь Атлантического альянса, приступает к последней фазе своего мандата с совершенно четкими целями. С одной стороны: бросить вызов идее европейской обороны, которую он резюмирует как конкуренцию и средство ослабления НАТО. С другой стороны: подтвердить отсутствие интереса к пожеланиям европейских союзников, которым предлагается учесть слабость их вклада в организацию, членами которой, как он настаивает, являются и европейцы, не входящие в Группу 27 и потому не очень озабоченные амбициями более сильной европейской "опоры" (Норвегия, Исландия, Албания, Северная Македония и т.д.).
Представление вопроса автономии ,как антиамериканского союза - это, безусловно, способ торпедировать его и завоевать симпатии государств Центральной и Восточной Европы. Германия, со своей стороны, по-прежнему разрывается между верностью Вашингтону, своими экономическими интересами и желанием любой ценой сохранить все более шаткую сплоченность ЕС-27.
Ключевая зона
Остается Франция. Отвечая на вопрос о соглашении по Аукусу, г-н Столтенберг лишь сказал, что он "понимает ее разочарование". Однако он подчеркнул, что на последнем саммите организации в Брюсселе в июне этого года прозвучал призыв к более тесным связям с партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе. "Поэтому хорошо, что союзники работают с Австралией", - резюмировал Генеральный секретарь. Однако на самом деле тогда было принято коммюнике, призывающее к действиям "в качестве альянса" в этом районе против Китая.
Пока неясно, может ли НАТО играть или должно ли играть роль в регионе, где экспансионистские намерения Пекина очевидны, но что трудно понять, в чем будет заключаться дополнительная ценность Альянса, который отвечает за оборону Атлантического региона и европейской территории. Сегодня есть люди, отвечающие за американскую стратегию, которые считают, что ни НАТО, ни европейцы не могут быть по-настоящему эффективными в этой области, особенно учитывая их удаленность. И то, как было объявлено о заключении пакта Аукус, скорее отражает отсутствие интереса к тому, что думают европейцы, чем дипломатический промах.
Учитывая вес Вашингтона и Лондона в НАТО, было просто немыслимо, чтобы г-н Столтенберг упомянул об обмане - "ударе в спину", по словам министра иностранных дел Жан-Ива Ле Дриана, - жертвой которого стал Париж, потерявший контракт на поставку подводных лодок, стоимость которого в конечном итоге должна была составить около 56 миллиардов евро. Но он даже не упомянул о том, что среди всех союзников, Франция по-прежнему очень обеспокоена будущим ключевой зоны, где она традиционно присутствует и на которую приходится 90% ее морских владений.
Маленькая месть
После "Аукуса" не приходится говорить о том, что руководство НАТО и некоторые партнеры Франции слишком явно демонстрируют свое удовлетворение, но они по-прежнему говорят о постигшей ее неудаче с некоторым ликованием. По их мнению, это желанный ответный ход после того, как Эммануэль Макрон поставил диагноз "смерти мозга" Альянса в 2019 году. Эта беспрецедентная критика отсутствия политического диалога внутри организации, ее сосредоточенности на американских расходах и отсутствия реальной стратегии в отношении России или Турции оставила свой след в умах людей, даже шокировала. Это не принесло особых результатов, если не считать обещания пересмотреть роль и функционирование института.
После "Аукуса" Франция подтвердила свою приверженность НАТО, но заключила с Грецией крупные контракты на поставку фрегатов, корветов и недавний заказ на самолеты Rafale. Все это сопровождается пунктом о взаимопомощи, который Турция, главная пешка в НАТО, сразу же восприняла как угрозу. Оснащенная немецкими подводными лодками, столкнется ли однажды турецкая армия в Эгейском море с греческими кораблями, купленными у Франции?
Логично, что французская дипломатия, очевидно, представила достигнутое с Афинами соглашение как "шаг" к европейской стратегической автономии, в соответствии со своими обязательствами в рамках НАТО.
Однако эта маленькая месть не дает ответа на вопрос, который остается без ответа: действительно ли ЕС хочет этой автономии? Если Париж и некоторые столицы отстаивают идею о том, что больше Европы не означает меньше Америки, то другие отказываются от самого принципа этой дискуссии. И именно эта дихотомия стала "тюрьмой или оправданием бездействия", согласно недавнему анализу Европейского фонда Карнеги.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре