Референдум в Шотландии лишил сна армянских оккупантов
В Британском королевстве нынче неспокойно. В старой и доброй Шотландии прошел референдум по вопросу о независимости, сейчас идет подсчет голосов.

В случае положительного ответа большей части избирателей, эта небольшая горная страна, подарившая миру Роберта Бернса и Вальтера Скотта, Шона Коннери и Алекса Фергюсона, а также многих других прославленных деятелей мировой культуры, будет объявлена независимой. Сторонники отделения от Великобритании надеются, что им удастся осуществить свою заветную мечту 24 марта 2016 года, спустя ровно 413 лет после того, как Шотландия и Англия были объединены в династическую унию.

Как видим, дела сугубо британские, но в подлунном мире есть силы, которые всегда находят чужие поводы для пробивания своих бредовых замыслов. К числу таковых относятся одержимые великоармянской идеей, и сейчас им в голову пришла мысль увязать шотландский референдум с пресловутым "правом карабахского народа на самоопределение".
 

К числу таковых относятся одержимые великоармянской идеей, и сейчас им в голову пришла мысль увязать шотландский референдум с пресловутым "правом карабахского народа на самоопределение"

За последние несколько лет армяне уже не в первый раз предпринимают попытки навязать миру некий прецедент, вожделенный для них в плане легитимации агрессии против Азербайджана и оккупации его исторических земель. Так было в случае с Косово, самопровозглашенную независимость которой признали западные государства. То же наблюдалось и на примере с мятежными грузинскими автономиями - Абхазией и Южной Осетией, коих в качестве независимых стран признала Россия. Однако спроецировать будь то косовский, или абхазо-осетинские "прецеденты" на карабахскую проблематику армянским националистам не удалось. Мировые центры четко дали понять, что никаких аналогий вышеозначенные конфликты с ситуацией в Нагорном Карабахе не имеют.

Но вот теперь шотландцы, большинство которых и ведать не ведают что-либо об армянском сепаратизме в азербайджанском Карабахе, всколыхнули былые надежды утомленного армянства. И в мрачном тоннеле армянской безысходности, казалось бы, вновь замаячил свет возрождения идеи-фикс "многострадального народа": авось, шотландской истории и впрямь суждено стать прецедентом, и тогда, в унисон армянским ожиданиям, по миру прокатится парад суверенитетов сепаратистских автономий, а ля Нагорный Карабах.
 

В мрачном тоннеле армянской безысходности, казалось бы, вновь замаячил свет возрождения идеи-фикс "многострадального народа": авось, шотландской истории и впрямь суждено стать прецедентом

Армянские политики и эксперты затараторили о том, что, дескать, референдум о независимости Шотландии уже многое дал карабахскому урегулированию. В частности, глава парламентской комиссии Гагик Минасян с восторгом разглагольствует о "такой авторитетной и влиятельной на международной арене стране, как Великобритания", которая "уважает реализацию права наций на самоопределение в собственных границах". А политолог Степан Григорян вовсе не сомневается, что "если Шотландия станет независимой, то и Карабах пойдет по ее примеру по пути самоопределения".
 

В выкладках армянских "мыслителей", тем самым, проскальзывают в основном две идеи. Первая - мол, Британия, как цивилизованная страна, не мешает шотландцам добиваться независимости, в отличие от Азербайджана, не признающего права "народа Нагорного Карабаха" на самоопределение. И вторая - в случае успеха шотландского референдума появится прецедент, который будет использован и применительно к карабахскому конфликту.

Однако, к несчастью для армянского политико-экспертного сообщества, все эти, с позволения сказать, умозаключения и прогнозы не стоят даже ломаного армянского драма. Ибо между проблемами Шотландии и Карабаха лежит бесконечная пропасть.
 

Все эти, с позволения сказать, умозаключения и прогнозы не стоят даже ломаного армянского драма. Ибо между проблемами Шотландии и Карабаха лежит бесконечная пропасть

Вопрос о независимости Шотландии прошел за последние три века значительный путь эволюции. В тридцатые годы прошлого столетия Шотландская национальная партия добилась открытого обсуждения вопроса об отделении Шотландии. Но изначально речь шла о расширенной автономии в рамках единого британского государства. В 1979 году сторонники самостоятельности добились проведения референдума по вопросу о создании шотландского парламента, имеющего полномочия частично распоряжаться местными финансами. В полной мере вопрос о независимости был поднят лишь семь лет назад лидером Шотландской национальной партии Алексом Сэлмондом. А два года назад Сэлмонд, ставший первым министром автономного правительства Шотландии, и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подписали соглашение, определяющее порядок проведения референдума о независимости Шотландии, который и состоялся 18 сентября 2014 года.

Как видим, обе стороны действуют по взаимному согласию, строго в рамках британского законодательства. К тому же сторонники независимости Шотландии, в случае отделения своей страны от Великобритании, планируют оставить фунт стерлингов в качестве валюты, а главой своего государства видят исключительно королеву Великобритании. То есть это - чисто британская история, разворачивающаяся в отношениях между двумя народами, веками жившими бок о бок, соединявшимися или разъединявшимися в соответствии с собственными представлениями об интересах своих народов и британской короны.

А потому очевидно, что у сепаратистов из далеких стран нет никаких оснований подмазываться к специфическому англо-шотландскому диалогу. И тем более, нет этих оснований у армянских оккупантов, пытающихся легитимировать последствия осуществленного ими захвата пятой части международно-признанной территории Азербайджана.
 

Шотландцы и англичане решают вопросы своего будущего в условиях мирного обсуждения. Тогда как в Карабахе состоялся не только акт агрессии и оккупации, но и жесточайших этнических чисток

Шотландцы и англичане решают вопросы своего будущего в условиях мирного обсуждения. Тогда как в Карабахе состоялся не только акт агрессии и оккупации, но и жесточайших этнических чисток, в результате которых более миллиона азербайджанцев изгнаны со своих родных земель. Чудовищными преступлениями армянских агрессоров стали акции массового истребления мирных азербайджанцев. Достаточно упомянуть Ходжалинский геноцид - кровавую историю уничтожения карабахского городка и его жителей. Всего этого ужаса и знать не знает англо-шотландская публика, ожидающая итогов вчерашнего референдума.

В отличие от того, что происходит в отношениях между Англией и Шотландией, карабахский конфликт возник вследствие территориальных притязаний армян на исконные азербайджанские земли, агрессии Республики Армения против Азербайджанской Республики.

Шотландия - страна, официально ставшая в начале XVIII века частью Великобритании. Карабах же - регион Азербайджана, захваченный ныне армянством, впервые появившимся на нашей земле лишь в XIX веке в результате осуществленной царской Россией переселенческой политики.

Шотландцы - это нация, тогда как карабахцы - это жители азербайджанской области Карабах. И нет никакой связи между правом шотландского народа за самоопределение и попытками армянских агрессоров узаконить оккупацию захваченного ими Карабаха.
 

Шотландцы - это нация, тогда как карабахцы - это жители азербайджанской области Карабах

Что же касается права самого армянского народа на самоопределение, то он уже сполна воспользовался им, ведь армяне, в отличие, скажем, от тех же шотландцев, обладают независимым государством, являющимся субъектом международных отношений. Не говоря уже о том, что само армянское государство впервые создано внешними силами на Кавказе в 1918 году на исторических территориях Азербайджана - в регионах Иревана и Зангезура. Шотландцы претендуют на создание своего государства на своей земле, тогда как армянские агрессоры стремятся создать второе армянское государство на чужой, азербайджанской земле.

Так что никакого "шотландского прецедента" в контексте урегулирования карабахского конфликта не будет. Вне зависимости от результатов референдума, состоявшегося в Шотландии 18 сентября, карабахский конфликт может быть урегулирован только на основе международно-правовых принципов, предусматривающих прекращение армянской оккупации азербайджанских территорий, возвращение вынужденных переселенцев на свои земли, налаживание совместной жизни азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха, являющегося неотъемлемой частью Азербайджанской Республики.