Провал самого громкого инвестиционного проекта Армении - ПОДРОБНОСТИ

У экспертов, расследующих авиакатастрофы, свои секреты мастерства. Для того, чтобы выяснить причины, как говорят специалисты, авиапроисшествий, во внимание принимается все: история эксплуатации воздушного судна, послужной список экипажа, погода, и, конечно же, записи "черных ящиков"...Но иногда ключом к разгадке оказывается не то, что записано на пленке из этих самых "черных ящиков", а то, чего на этой записи не оказывается: выясняется, к примеру, что пропущен важный этап предполетной подготовки, не включены системы навигации и т.д.
Сравнение управления страной с управлением самолетом успело уже набить оскомину, но актуальности своей не потеряло. В том числе и в тех случаях, когда речь идет о событиях драматических.
Вот и в Армении продолжают подводить итоги вооруженного захвата полка ППС. Двое погибших полицейских, по мнению официального Еревана, - это мелкая деталь, которая никоим образом не мешает рассуждать о том, будто бы ситуацию удалось разблокировать без большой крови и потерь.
Только вот ни власть, ни оппозиция даже не пытаются хотя бы примерно оценить экономический ущерб. Нет, не материальный - подсчитать стоимость пары сгоревших автомобилей, побитых стекол и т.д. как раз несложно. Речь идет, вернее, простите за невольный каламбур, не идет о реакции фондового рынка, "бегстве капитала" и т.д. Притом что внутриполитические потрясения, будем откровенны, имеют свою цену в долларах, евро, реалах и лирах. Уже подсчитано, во что обошелся бразильской экономике еще не завершившийся импичмент Дилмы Руссеф, а турецкой - июльский путч.
А в Армении - тишина. И вот эта тишина куда информативнее самых что ни на есть обстоятельных выкладок. Просто...ну какой в Армении фондовый рынок? Какое бегство капитала? Все, что могло бегать, убежало уже давно.
Нет, конечно, в Армении еще недавно строили планы превращения страны в "финансовый центр региона", грезили славой "второго Сингапура" и т.д. И даже создавали в стране весьма привлекательные механизмы финансового регулирования. Но еще в 2011 году один армянский финансист заметил: "Армянский рынок капитала похож на жабу, которой отрезали лапки, но ожидают, что она прыгнет". В переводе: ни о каком "втором Сингапуре" без притока реальных денег мечтать не приходится. А желающие вложить эти самые деньги в Армению явно не выстраиваются в очередь. Война, "зажатое" положение, криминальная диктатура - все эти реалии жизни в Армении в бизнес-кругах за ее пределами известны лучше, чем того хотелось бы Еревану. И результат оказывается вполне предсказуемым. Еще недавно власти Армении бодро сообщали, что иностранные инвестиции в местную экономику подросли на столько-то процентов. Правда, при этом старательно обходили абсолютные цифры - ну о чем говорить, если в лучшие годы эти инвестиции не дотягивали даже до полумиллиарда долларов? Как шутят финансисты, "если вчера в ваш бизнес вложили доллар, а сегодня - два, это, конечно, рост на целых 100 процентов, но на три доллара тоже особо не разгуляешься". А теперь даже на такой "процентный оптимизм" надежд не остается: инвестиции, увы и ах, стремятся к нулю.
Но самое обидное, что даже вроде бы реальные и прямые инвестиции на поверку оказываются, пардон, громким пшиком. Напомним: как накануне сообщила газета "Жоховурд", ЗАО "Контур Глобал Гидрокаскад" намерено заложить свое имущество в ЗАО "Ардшининвестбанк" и "Библос банк Армения". А эта компания, зарегистрированная в США, в прошлом году купила компанию "Воротанский каскад ГЭС" за 180 млн долларов. Половину суммы - 90 млн долларов - должны были выплатить до 30 июля 2015 года. И их выплатили, заложив имущество в "HSBC Банк Армения", "Америбанк" и "Конверс Банк". Оставшиеся деньги собирались выплатить до 30 июля нынешнего года. Но и эти деньги оказались кредитом от армянских банков в обмен на имущество. "Получается, что какие-то люди, не вкладывая ни копейки, стали владельцами Воротанского каскада ГЭС. Не сложно догадаться, кто мог настолько беспощадно использовать государственные рычаги Армении в свою пользу и осуществить подобную сделку", - подводила газета невеселые итоги "инвестиций по-армянски".
Вообще-то Воротанский каскад - не первая армянская "голубая фишка", которая в результате малопонятных операций по купле-продаже оказалась непонятно в чьей собственности. Завод "Наирит", один из гигантов армянской индустрии советского периода, который был продан малоизвестной офшорной компании Rhinoville Property Limited, - пример классический. Армянским чиновникам уже приходилось, расследуя местные приватизационные схемы, удрученным тоном сообщать: "Да, мы продали завод инвестору, но теперь выяснилось, что инвестор этот зарегистрирован по несуществующему адресу".
Только вот продажа Воротанского каскада ГЭС была не просто коммерческой сделкой. После того, как практически все, за что в Армении имело смысл платить деньги, перешло (в том числе и за долги) в собственность российских компаний, Воротанский каскад ГЭС торжественно продавали американской компании. Да еще на фоне подписания с США соглашения о поощрении торговли и инвестиций. К этому моменту, через четверть века после распада СССР, в Армении уже начали понимать, что рост бизнес-интересов приводит к росту интереса политического, но никак не наоборот, а посему после подписания воротанской сделки в Армении только ленивый не высказался насчет "диверсификации инвестиций", "укрепления связей с США и с Западом" и т.д. Что на фоне вступления Армении в ЕАЭС должно было укрепить ее граждан во мнении, что Ереван еще сохраняет для себя свободу политического и экономического маневра и не только теоретически может развивать связи со странами, не входящими в Евразийский союз.
А теперь выяснилось, что никакой сделки нет. Реальных американских денег нет тем более. Что реальный интерес иностранных инвесторов к Армении по-прежнему на нуле. И что самое неприятное для Еревана, выяснилось это как раз накануне впечатляющего "дипломатического шторма". Напомним: 8 августа президент России Владимир Путин направляется в Баку, где вместе с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Ирана Хасаном Роухани будет обсуждать перспективы транспортного коридора "Север-Юг". 9 августа - встреча Путина и Эрдогана. А 10 августа, после всех этих переговоров, в Москву вызывают Сержа Саргсяна, где его, вполне возможно, ожидает непростой разговор по итогам уже состоявшихся встреч. Да тут еще никуда не исчезли свои, "домашние" проблемы, прежде всего социально-экономические. Для их решения ой как нужны деньги, а где их взять? И главное, в обмен на что...ну, за вычетом очередной попытки подороже продать собственную лояльность? Но для этого нужна самая малость - свидетельства, что у Еревана еще есть пространство для политического маневра. Контракт по Воротанскому каскаду, точнее, политический флер вокруг него, в такой ситуации был бы здесь как нельзя кстати, но...
Вот такие получаются "инвестиции по-армянски".
Нурани
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре