Армянский транзит рухнул от первого же снега - ПОДРОБНОСТИ
Аномально холодная осень приблизила начало мертвого сезона для соседней страны. Армения снова становится невыездной.
Из-за снега и гололеда на дороге, ведущей к грузино-российской границе, уже второй день действуют ограничения для передвижения транспорта, пишет Грузия-Онлайн со ссылкой на департамент автомобильных дорог министерства регионального развития и инфраструктуры Грузии.
На отрезке Гудаури-Коби автомагистрали Мцхета-Степанцминда-Ларс запрещено передвижение транспорта с прицепом и полуприцепом, а также автобусов вместимостью более 30 мест. Для остального транспорта движение открыто.
Таким образом, КПП "Верхний Ларс" вновь закрыт для большегрузных автомобилей, в том числе идущих в Россию из Армении. Эта ситуация, с которой армянские экспортеры сталкиваются ежегодно, стала настоящим кошмаром для страны. Каждый год с началом зимнего сезона подверженный влиянию стихии узкий отрезок пути из Грузии в Россию оказывается перекрытым, и армянский экспорт сходит на нет. По мнению самих же армянских экспертов, если КПП "Верхний Ларс" закроется хотя бы на месяц, то в Армении может начаться голод.
В последние год-два об этой проблеме говорят с особым чувством. Дело в том, что регион стоит на пороге реализации крупных транспортных проектов, и Армения, ограниченная своей агрессивной политикой и стихией, оказывается вне этих перспектив. Единственным выходом из ситуации является возвращение оккупированных районов Азербайджана с последующим открытием коммуникаций. Но именно этот вариант в Армении не рассматривается. Между тем, другого ответа на вопрос "что делать", которым задаются армянские политики и экономисты, не существует.
Фактически, армянская экономика вновь ощутит на себе негативные последствия от отсутствия альтернативы Военно-грузинской дороге, пожаловался в эфире радио Sputnik-Армения экономист Вилен Хачатрян. По его словам, каждый раз неожиданные разрушения, оползни, сели, сход снежных лавин и тому подобное становятся очередной причиной для временного закрытия пограничного пропускного пункта.
Действительно, альтернативы эта автодорога не имеет - при формировании Кавказках гор этот момент как-то не был учтен. Альтернативой могут послужить паромные перевозки. Этот способ армянские экспортеры опробовали летом этого года, когда сель смысл "дорогу жизни". Но паромная переправа намного дороже обходится, что делает ее недоступной и невыгодной для мелких предпринимателей. Владельцы крупных партий грузов смогли воспользоваться паромами, а остальным пришлось либо переплачивать, либо дожидаться в многокилометровых очередях, когда груз протухнет.
Так как объехать высокогорье невозможно, экономист Хачатрян видит альтернативу в строительстве тоннеля в районе Верхнего Ларса. Нет, конечно, не на средства Армении. А на чьи? Эксперт предлагает искать инвесторов. И снова вопрос - кто будет брать кредит, Армения или Грузия? Грузинская сторона должна влезать в долги, чтобы армянские абрикосы доезжали до российских рынков в сохранности?
Тут армянский экономист предлагает ориентироваться на заинтересованность Китая в Армении. По его мнению, Китай имеет большие виды на Армению, которая, дескать, является одним из вариантов прохождения через эту территорию нового Шелкового пути. Тогда возникает третий вопрос - а для чего китайцам тратиться на строительство тоннеля только ради того, чтобы воспользоваться территорией Армении, если есть другие, уже готовые к транзиту и безопасные пути? Например азербайджанский транзит. Для торговых связей с Россией Китаю совершенно не нужен тоннель на далеком горном Верхнем Ларсе. Он нужен Армении, чтобы как-то поднять свою цену в перспективных международных проектах. Но с какой стати кто-то другой должен за это платить?
Вообще, анализируя ситуацию с грузино-российским КПП, армянские эксперты часто сетуют на то, что Армения зациклилась на этой проблеме, так как торгует только с Россией. Вот если основными рынками для ее экспорта станут другие страны, то никакой Ларс ей станет не нужен. Невольно возникает четвертый вопрос - для чего соседнему Ирану (а он один остался у Армении в качестве альтернативного России рынка) армянские помидоры и абрикосы? У него самого этой продукции в достатке. Не ждут армянскую плодоовощную продукцию и в Грузии. А все остальное, что производит на продажу эта страна, экспортируется в слишком малых объемах, чтобы делать на этом экономику. Правда, Армения хвастает своими высокими технологиями, которые могут стать предметом экспорта, но все это пока только разговоры.
Таким образом, погода снова наказала Армению за хвастовство. Обещая другим странам услуги "мостов" и "ворот", там обязательно должны держать под рукой шпаргалку, в которой будут только два слова - "Верхний Ларс". Приманивая партнеров и инвесторов 180-миллионным евразийским рынком, армянские официалы должны не забывать предупреждать, что по многу месяцев в году этот вожделенный рынок будет для них закрыт. Рынок есть, он существует где-то там за грядой Кавказский гор, но Армении до него самой порой не дотянуться, не то что...
И самое главное - Ереван не имеет никакого влияния на решение этих проблем, хотя полностью от них зависит. Все это происходит на территории других государств, имеющих собственные проблемы, и обусловлено определенными вопросами, решение которых тоже не в армянской компетенции.
Повторимся: все, что может сделать лично Армения, чтобы выбить эту региональную пробку - прекратить оккупацию и пустить в задыхающуюся страну кислород.
А до тех пор, пока этого не произошло, армянская экономика будет зависеть от прогноза погоды в другой стране.
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре