Саргсяна вернули с небес на землю: Армения ничего не получит

Выражение "золотая лихорадка" подарили миру США. В 1848 году в Калифорнии, тогда еще сонном и малонаселенном штате, нашли золото- и сюда устремились тысячи искателей счастья, уверенных, что уж они-то точно отхватят свой "золотой самородок" и в прямом, и в переносном смысле. Затем, уже в начале ХХ века, золото нашли на Аляске, на знаменитом Клондайке. Сюда тоже вновь устремились старатели, готовые наперебой столбить золотоносные участки. После тех событий крупные месторождения золота "по случаю" уже не находили. Но выражение "золотая лихорадка" стало уже нарицательным.

Вот и теперь мировой бизнес переживает нечто похожее. С Ирана снимают международные санкции, и ведущие "игроки" наперебой "столбят участки", то есть заключают контракты на разработку нефти и газа, поставки оборудования, наконец, перевозки...

А как показал визит в Иран Президента Азербайджана Ильхама Алиева, у нашей страны есть все шансы стать одним из основных "игроков" на иранском поле. 11 подписанных в ходе саммита документов, и это не считая программных политических заявлений - яркое и красноречивое доказательство. Впереди у двух стран - совместные проекты, рост инвестиций, сотрудничество в энергетике, в медицине...

И по вполне понятным причинам, в центре внимания - старт коридора "Север-Юг". Главы государств после совместной встречи подтвердили: железные дороги Азербайджана и Ирана будут соединены уже в конце нынешнего года. 

Наверное, вряд ли имеет смысл перечислять все те преференции, которые несет этот проект странам-участницам. Сухопутные торговые пути не потеряли своего значения и в XXI веке, и они по-прежнему означают и инвестиции, и рост экономики, и политические рычаги влияния. Это прекрасно понимают и в Баку, и в Тегеране, и в тех столицах от Балтики и Северного моря до Персидского Залива, где уже строят планы по торговле и грузоперевозкам по новому коридору. Иранские железные дороги возвращают себе свое международное значение, а Азербайджан вновь становится открытой дверью между Западом и Востоком.

А теперь - немного дипломатической "кухни". Переговоры глав государств - это, предупреждают эксперты, такой "внешнеполитический экзамен". Они, конечно, решающая точка, но к успеху таких переговоров надо серьезно готовиться. Нет, речь не только и не столько о встречах экспертов, "дипломатических шерпов", подготовке будущих соглашений и т.д. Куда важнее те решения, которые и предопределяют успех или, наоборот, провал будущей встречи. Причем решения в самом широком смысле, от голосования в ООН до прозаичных проектов по замене рельсов и строительство мостов. К старту "иранской золотой лихорадки" Азербайджан подошел с хорошими "стартовыми позициями".

Понятно, впрочем, и другое. Как полагают многие эксперты, по-настоящему "иранская золотая лихорадка" только разгорается. Но проигравшие в ней уже есть. В лице Армении.

Впрочем, обо всем по порядку. Сначала - немного географии. Армения, как знают даже школьники, граничит на востоке с Азербайджаном, на севере и западе - с Грузией, на юго-западе - с Турцией, а на юге - с Ираном. Из четырех границ в результате политики ереванского руководства две заблокированы. Граница Армении с Азербайджаном превращена по вине Еревана в линию фронта. Граница с Турцией закрыта, и опять в результате политики Армении. В Анкаре, напомним, не однажды предупреждали, что эта граница останется закрытой, пока Армения не прекратит оккупацию азербайджанских земель. Открытыми для транзита остались только границы с Грузией и Ираном. И именно на Иран в Ереване возлагались огромные надежды. Здесь не сомневались, что после снятия санкций с ИРИ именно Армения станет для Ирана "транзитным коридором", что по ее территории пройдут и трубопроводы, и железная дорога, предназначенные для иранского экспорта, и это позволит с лихвой компенсировать то, что каспийские нефть и газ прошли мимо Армении. И если с международных трибун представители Армении заученно жалуются на "блокаду" со стороны Азербайджана и Турции, не задумываясь, что "блокада" эта - результат действий самой же Армении, внутри страны настроения уже пытаются откорректировать. И убедить местный электорат, что все не так страшно, и даже с двумя закрытыми границами, дескать, можно прожить. Во всяком случае, в одном из своих публичных выступлений президент Армении Серж Саргсян прямо заявил, что нужно якобы смириться с той мыслью, что "восточнее "Мартакерта" (Агдере) и "Мартуни" (Ходжавенда) и западнее Гюмри и Армавира у нас нет каких-либо настоящих партнеров. Мы до сих пор жили без них, более или менее обеспечивая темпы развития".  Можно, конечно, поинтересоваться, о каких "темпах развития" говорил Серж Азатович, и главное, кто ему поверил в то время, как бедственное положение армянской экономики уже ни для кого не секрет. Важно другое: очень скоро стало понятно, что Армения упустила и "иранский транзит", на который так надеялась. 

Несколько дней назад здесь уже сокрушались по поводу того, что пара десятков тонн помидоров, закупленных в Иране для российских потребителей, проследовали из ИРИ в РФ не через Армению, а через Азербайджан. Дело не в помидорах как таковых. Просто наиболее дальновидные эксперты в Армении забескопоились: а что, если помидорами дело не ограничивается? И если страна упустила не фуры с помидорами, а иранский транзит как таковой? 

И, как это нередко бывает, правы оказались именно скептики.

Во всяком случае, Ара Папян, руководитель центра "Модус Вивенди", на своей пресс-конференции заявил об этом прямо. Он отметил, что Ирану нужен сухопутный "коридор" в Европу. Одним из вариантов и было строительство железной дороги Иран-Армения через Зангезур. Напомнив об этом, господин Папян заявил: "Говорят, хотя, все понимают, что это нереально, строительство туннеля длиною более 100 км, строительство мостов более 20 км, и официально объявленные 3,2 млрд., которые в действительности будут удвоены, а строительство займет 7 лет. Это при том, когда строительство железной дороги Ирак - Азербайджан практически завершено. По официальным данным за январь, оно завершено на 84%. Так что, она будет очень быстро достроена, и если уже будет задействована железная дорога Иран - Азербайджан - Грузия, Армения будет изолирована". Причем, как вынужден был признать господин Папян, у Армении нет ни альтернативных средств, ни времени, и даже технических возможностей. После чего выступил с прямо-таки фантастическим предложением: "Остается, чтобы Армения выступила с предложением задействовать совместно с тем же Ираном существующую железную дорогу Иран - Нахичевань - Армения". Дескать, для нее это единственный выход, единственный способ прорвать пресловутую "блокаду" и  "взять под контроль железную дорогу с согласия мирового сообщества".  И добавил: "То есть, другого варианта нет. Иначе эта тяжелая экономическая ситуация нам покажется блаженством".

Для политологов и экспертов предлагать разного рода проекты и варианты - это, конечно, часть профессии. Только вот полет фантазии у господина Папяна оказался слишком уж впечатляющим. Судя по всему, в Армении по-прежнему уверены, что у этого самого "мирового сообщества" есть некие особые обязательства в отношении Армении, оставшиеся еще со времен первой мировой. И ни минуты не сомневаются, что ведущие страны мира, позабыв о своих интересах, будут судорожно искать варианты, как помочь "многострадальной Армении", и едва ли не подарят ей "контроль над дорогой Иран - Нахчыван -Армения", желательно вместе с Нахчываном, на который здесь, напомним, тоже предъявляют претензии. А так как на дворе уже не 1915 и даже не 1916 год, когда эмиссары из стран Антанты щедро сулили армянским политическим дельцам золотые горы, молочные реки в кисельных берегах и шесть турецких вилайетов в качестве милого сувенира, а 2016 год, понятно, что таких "подарков" Армении никто преподносить не собирается, и играть ей придется теми картами, которые есть. С учетом упущенных "козырей", конечно - в виде оставшейся от СССР логистики, где именно Армения была важнейшим железнодорожным "перекрестком". Сегодня в регионе уже складывается новая транспортная инфраструктура, которая действительно, увы и ах, обходит Армению. 

А значит, самое время вспомнить вторую часть реплики господина Папяна: "Иначе эта тяжелая экономическая ситуация нам покажется блаженством". И вот здесь глава центра "Модус Вивенди" точно не ошибся. Азербайджанский железнодорожный коридор войдет в строй уже в конце года, а армянский существует только в эскизных проектах. На его осуществление нужны инвестиции, которых нет и не предвидится. И самое обидное, что теперь, даже если и удастся помириться с Азербайджаном и Турцией, мало кому придет в голову вкладывать средства в реабилитацию старых дорог. И все - в результате собственной агрессивной политике. Словом, как пел Владимир Высоцкий, "мимо носа носят чачу".

И вот здесь уже самое время вспомнить профессора Преображенского из "Собачьего сердца" Булгакова. Того самого, который, как известно, считал, что разруха не в сортирах, а в головах, Вот и болото, в котором сегодня тонет Армения, тоже оказалось не восточнее Агдере и не западнее Армавира. Оно в самой армянской политике. Проще говоря, страна безнадежно тонет в болоте, куда ее завели собственные лидеры. 

Нурани