Кошмар Еревана - что ждет армянский транзит через Грузию - АНАЛИТИКА

Грузия присоединилась к санкциям Евросоюза против России. Об этом говорится в декларации Еврокомиссии "О присоединении к ограничительным мерам из-за ситуации вокруг Крыма и Севастополя".

В среду, 29 июля, стало известно, что к продленным экономическим санкциям Евросоюза в отношении России присоединились еще шесть стран - Черногория, Албания, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Украина и Грузия. Для нас эта новость не является источником всплеска эмоций. Однако в соседней Армении сообщение вызвало серьезную обеспокоенность.

Не далее как вчера в армянских СМИ еще писали о блистательных перспективах армяно-грузинского сотрудничества. Вызванная недавним визитом в Грузию премьер-министра Овика Абрамяна эйфория сегодня уже сменилась некоторой тревогой. И это не случайно, у этой тревоги есть очень конкретные и осязаемые причины.

Конечно, несмотря на то, что Армения является членом ЕАЭС и "сателлитом" России, присоединение грузинской стороны к европейским санкциям против Москвы не коснется напрямую армянских соседей. Они тут вроде как не при чем. Но ситуация осложняется тем, что армяно-российское сотрудничество осуществляется посредством именно Грузии, и любая проблема, возникающая на российско-грузинской границе, парализует эту "дорогу жизни".

Достаточно напомнить, что в зимний период, когда в горах идет снег и случается сход лавин, пропускные пункты на грузинской границе часто закрываются. А больше никаким путем грузы из Армении в Россию попасть не могут. Армения даже предлагала помощь Грузии в расчистке Военно-грузинской дороги, лишь бы грузовики пошли.

И происходит такое не только зимой. В теплое время года в этих краях случаются оползни и сели, часто перекрывающие дорогу. В последний месяц очень серьезная ситуация сложилась на пропускном пункте Верхний Ларс-Казбеги. Десятки армянских грузовиков простаивают на границе в очереди для переезда на российскую сторону. Не потому, что грузины чинят какие-то препятствия именно армянским транспортным средствам. Просто грузинская сторона сократила часы работы КПП из-за природных и технических факторов, и грузовики простаивают - теряется время, теряет товарный вид груз. Большие проблемы возникли из-за этого у торговцев абрикосами. Урожай в этом году в Армении удался, а вот сбыть его в Россию нормально не получилось. Товар нежный, быстропортящийся.

Как не пыталась армянская сторона решить проблему "дистанционно", ничего не получалось. И вот на днях премьер Овик Абрамян самолично отправился в Грузию и "выбил" из грузинской стороны продления времени работы таможенно-пропускного пункта Дарьял (Казбеги) на грузино-российской границе аж на целых 3,5 часа.

Абрамян также обсудил с грузинским коллегой возможности упрощения армянского транзита.

И вот теперь, итоги триумфального визита премьера оказались под вопросом.

Дело в том, что Россия уже ввела ответные санкции против тех стран, которые присоединились к антироссийским санкциям, установив эмбарго на основные виды продукции из этих стран. Следуя логике, не исключено, что такое же эмбарго распространится и на Грузию.


Как пишет, например, Газета.Ru со ссылкой на ТАСС, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия может ответить на санкции со стороны стран, которые не входят в Евросоюз, но присоединились к ограничительным мерам. "Безусловно, могут последовать ответные меры", - заявил Песков. Он в очередной раз отметил, что "основополагающим является принцип взаимности".
 

Проблема, конечно, не в том, что в Армении обеспокоились судьбой соседей - мол, как же они теперь, ведь российско-грузинская торговля только-только начала налаживаться. Проблема в том, что введение ответных санкций ставит под большой вопрос возможности армянского транзита.

А так ли он велик, этот транзит? Судя даже по официальным данным, если так пойдет, никакой транзит Армении уже и не понадобится. Согласно данным Национальной статистической службы Армении, в январе 2015 года, то есть сразу после вступления страны в Евразийский союз, экспорт из Армении в Россию резко сократился. А за пять месяцев 2015 года торговый оборот с Россией упал на 54,6%, с Беларусью - на 89,8%, а с Казахстаном составил ноль. Армянский Центробанк отмечает, что экспорт из Армении сократился на 22%, а импорт - на 32%.

Несмотря на то, что цифры разнятся, ситуация катастрофическая. Кстати, не последнюю роль тут сыграло и закрытие в январе этого года пункта Верхний Ларс.

Тем не менее, что-то все еще ввозится и вывозится. И чтобы все это ввозить и вывозить, необходима дорога. А по вине самой же Армении ведет она только через Грузию, не являющуюся членом ЕАЭС. Интегрирующуюся в ЕС и присоединившуюся к антироссийским санкциям. Имеет место "уникальный" случай в мировой практике, когда государство-член таможенного союза, не имеет с другими членами организации границ.

Весной этого года появился некий свет в конце тоннеля. Как заявил, согласно армянским СМИ, заместитель министра экономики Эмиль Тарасян, Грузия готова предоставить свободный транзитный коридор для экспорта армянских товаров в страны Евразийского экономического союза. Более того, в Армении на уровне руководства страны заговорили об особой роли страны в качестве коридора между ЕС и ЕАЭС. Сам Серж Саргсян неоднократно заявлял об этом на всех уровнях и в ходе всех своих зарубежных визитов. Обещая Европе "зеленый свет" к 170-миллионному рынку Евразийского союза.

Понятно, что "коридором" Армения собиралась становиться за счет транзита через Грузию, потому что никаких других путей у нее нет. Кроме того, Ереван явно слишком много на себя взял, давая обещания за страны ЕАЭС, в первую очередь за Россию, в отношении которой странами того самого Евросоюза введены санкции. То есть, Саргсян по своей традиции попробовал бежать впереди лошади.

Как бы там ни было, в связи с присоединением Грузии к антироссийским санкциям вопрос не только гипотетического "коридора" между ЕС и ЕАЭС, но и просто нормальных перевозок из Армении на евразийское пространство стал очень проблематичным.

Грузия, конечно, не будет сознательно топить армянских соседей. Но обстоятельства могут лишить ее возможности делать исключения.

И тогда вместо "коридора" Армения превратится в безнадежный тупик. Впрочем, к такой роли ей не привыкать.