Шеф-редактор ИД "КоммерсантЪ" о том, решится ли Армения начать эксплуатацию аэропорта в Ханкенди
- В урегулировании карабахского конфликта наблюдается определенное пространство для подвижек. Об этом заявил вчера действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис после своей поездки в Армению, Грузию и Азербайджан. Вы согласны с таким мнением?
- Вполне обтекаемая дипломатическая формулировка. Не мог же Ажубалис сказать, что деятельность Минской группы абсолютно бессмысленна. Вместо этого он говорит - "есть определенное пространство". Ну, такой вариант всегда есть. Даже во время горячей фазы войны "определенное пространство" всегда существует. Я думаю, что с этими словами председателя ОБСЕ можно и соглашаться, и нет, потому что принципиально это ничего не меняет.
- Чем, по-вашему, может обернуться ситуация с подготовкой Еревана к эксплуатации аэропорта в Ханкенди?
- Мне кажется, что скорее всего Ереван не решится на организацию каких-то международных рейсов в эту зону. Возникает, очевидно, еще одно поле информационной войны между Арменией и Азербайджаном. Мне кажется, в Баку станут очень тщательно отслеживать, какие авиакомпании и граждане каких стран дадут согласие на участие в таких перелетах, и начнут предпринимать определенные демарши против них, что неоднократно происходило уже с различными банковскими организациями, операторами компаний сотовой связи, туристическими агентствами.
Я думаю, что как минимум один-два рейса в Нагорный Карабах армяне совершат, чисто чтобы "сохранить лицо". Если строительство аэропорта велось с такой помпой, то сохранить лицо, отказавшись хотя бы от одного перелета, власти Армении не смогут.
Если строительство аэропорта велось с такой помпой, то сохранить лицо, отказавшись хотя бы от одного перелета, власти Армении не смогут
- Есть информация, что определенные группы армянской диаспоры в странах Европы вновь активизировали свою деятельность в направлении признания так называемого "геноцида" и уголовного преследования за его отрицание. Чем это может объясняться?
- Я думаю, что, во-первых, тут сказывается временная причина. Приближение 24 апреля. Накануне этой даты все время происходит такая активизация армян. А во-вторых, считаю, это связано с внутриполитической ситуацией в самой Армении, где в последнее время наблюдается непростое положение. Говорят даже о политическом кризисе.
Кроме того, я связал бы эту активизацию их диаспоры с недавним назначением нового посла Турции во Францию. Если не ошибаюсь, впервые гражданин Турции - этнический армянин назначен посланником в другую страну. И это довольно-таки сильный шаг, жест Анкары. Естественно, сторонники признания "геноцида", противники нормализации отношений с Турцией стараются таким образом своими выступлениями вбить клин, снизить дипломатический эффект от назначения нового посла Турции в одну из ведущих стран Европы.
- В последнее время в СМИ много говорится о возможности повторения арабского сценария в Ереване. Как вы рассматриваете такую возможность?
- Теоретически я бы не исключил возможности такого развития событий в любой стране СНГ. Речь идет не о перевороте, конечно, а скорее о протестной волне. Причем, хочется подчеркнуть, нынешняя протестная волна началась ведь вовсе не в арабском мире - если уж вспомнить, как все было. Началась она в странах ЕС, в Греции, Португалии, Испании. Но в странах демократических есть механизм проявления общественных настроений, недовольства. А там, где такого механизма нет, это приводит к площади Тахрир, к стрельбе в Ливии, и так далее.
В странах СНГ, к сожалению, в подавляющем большинстве такой возможности тоже нет. И поэтому смена власти происходит в основном через волнения, революции и прочие эксцессы.
Если говорить конкретно об Армении, недавно весь мир переживал экономический кризис, и из него далеко не все еще вышли. Если уж в России ощущаются последствия этого кризиса, то в Армении, которая гораздо слабее и меньше, безусловно, все это должно проявляться тяжелее. А в таких условиях всегда нарастает социальное напряжение, недовольство властью. И вполне возможно, что какая-то коррекция в Армении может произойти - то ли смена власти, то ли появление какого-то коалиционного правительства. То есть, некий передел власти может произойти.
Какая-то коррекция в Армении может произойти - то ли смена власти, то ли появление какого-то коалиционного правительства
С другой стороны, Армения, как и подавляющее большинство стран СНГ, находится в более выгодном положении, чем арабские режимы. У нее под боком есть Россия, куда всегда может эмигрировать недовольный и активный элемент. Вот если бы из Египта в таком же количестве могли бы эмигрировать недовольные люди, то Мубарак до сих пор сидел бы у власти. То есть, Россия является неким предохранительным клапаном для Армении в этом смысле.
- Учитывая ситуацию, сложившуюся вокруг карабахского урегулирования, вы допускаете возможность возобновления активной фазы боевых действий в ближайшей перспективе?
- К сожалению, полностью исключать такой вариант развития событий нельзя. Но мне кажется, что вероятность этого не столь высока. Объясняется это, во-первых, тем, что количество конфликтов в регионе так называемого Большого Ближнего Востока уже просто зашкаливает. И еще одна горячая точка никому не нужна. Потому что понятно, что армяно-азербайджанский конфликт, если он перейдет в горячую фазу, может обернуться уже совершенно другой войной. И она окажет дестабилизирующее действие на все соседние страны. В общем, мало кто в этом заинтересован. Мировым державам эта ситуация тоже в общем не с руки. Потому что у них сейчас голова болит о другом. Я думаю, все это вынудит и Армению, и Азербайджан избегать опрометчивых шагов.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре