Российский политолог: "Если Армения начнет войну, ей придется держать ответ перед Москвой"
Интервью Day.Az с ведущим экспертом Аналитического управления Центра политической конъюнктуры, кандидатом политических наук, российским политологом Максимом Минаевым.

- Чем, по-вашему, продиктована пауза, которая наблюдается в карабахском урегулировании?

- Сегодняшняя пауза продиктована отсутствием видения у Москвы нового решения проблемы. Потому что все возможные выходы из положения сторонам уже были предложены, и, увы, безрезультатно. Москва пока не выработала новый подход к проблеме карабахского урегулирования.

Также надо понимать, что главный посредник - Россия - находится на пороге предвыборной кампании. И Москве сейчас явно не до внешней политики, по крайней мере, в той ее части, которая касается сложных вопросов, подобных карабахскому.

- Получается, что до конца выборов никаких подвижек ждать не стоит?

- Думаю, что надо подождать конца 2012 года, или, по крайней мере, второй его половины. Именно тогда, по всей видимости, произойдет переформирование во внешнеполитическом аппарате России. Думаю, что новое руководство предложит свою платформу урегулирования карабахского конфликта. Но это случится где-то весной-летом следующего года. А до тех пор России будет не до Карабаха.

Конечно, дело не только в России. Во Франции тоже пройдут выборы, и там тоже возможны большие перемены в правительстве. Что касается США, то они несколько выпадают из общего числа посредников. Они в последнее время не проявляли особую активность на посредническом поприще, в отличие от Москвы и Парижа.

- Насколько вероятным, по-вашему, становится в нынешних условиях возобновление военных действий в зоне конфликта?

- Разговоры о начале военных действий идут постоянно. Правда, пока, слава Богу, ничего такого нет. И все эти разговоры о войне нацелены на то, чтобы подтолкнуть Москву к активизации действий в качестве посредника.

Думаю, при всем при этом вероятность начала военного конфликта все же остается небольшой. Не стоит забывать о российской военной базе в Армении, которая окажется в очень затруднительном положении, если война начнется. Думаю, конфликтующие стороны, а также Москва, это понимают. Если Армения начнет войну, то она должна понимать, что в таком случае ей придется держать ответ перед Россией, которая, между прочим, является гарантом ее безопасности. Именно Россия, а никак не НАТО, хотя дискуссии относительно переориентирования в сторону НАТО постоянно ведутся в Ереване.

Да, у сторон, в особенности у Армении, пока нет каких-либо решающих доводов, чтобы добиться приемлемого для себя решения - речь о признании независимости Карабаха или создании ассоциативной формы сотрудничества, чего хотела бы Армения. И Ереван понимает, что теряет время. Там, конечно, хотели бы поставить точку в выгодном для себя свете. Находиться в перманентном состоянии кризиса достаточно сложно.

Баку тоже не выгодно подвешенное состояние конфликта, а потому стороны пытаются активизировать посредника - Россию.

- Как вы думаете, может ли то, что происходит в отношениях между Турцией и Израилем, как-то сказаться на карабахском урегулировании?

- Пока это не более, чем политическая игра между Израилем и Турцией. Что касается Израиля, то все разговоры относительно потенциальной поддержки Армении, не более чем разговоры. Никаких реальных инструментов воздействия на Турцию в вопросе "геноцида", Карабаха, у Израиля нет. Они просто не сформированы, потому что это Тель-Авиву не нужно.

Да, Турция, скорее всего, пожертвует союзом с Израилем ради влияния в арабском мире. Но ожидать резкого роста активности Израиля на Южном Кавказе пока достаточно сложно. Основной ареной их конкуренции станет восточное Средиземноморье. Значительные ресурсы будут сосредоточены, исходя из политической конфронтации, вокруг Палестины, Ливана, Сирии, но никак не Азербайджана и Армении.