"Историческая призма": Неизвестные страницы депортации азербайджанцев из Армении. 20-30-е годы ХХ века
После советизации Армении в 1920 году кровавым войнам предыдущих лет на длительное время был положен конец. Теперь в Иреване не могли открыто поставить вопрос о границах. Больше не было прямых поводов для высылки или уничтожения азербайджанцев, поскольку стало ясно, что такими мерами уже нельзя передвинуть границы или завоевать новое жизненное пространство.
В то же время конфликтный потенциал предыдущих лет продолжал сохраняться и временами выплескивался. Теперь он больше выражался в форме морального унижения тюркского населения (до принятия Конституции Азербайджанской ССР 1937 года азербайджанцы назывались тюрками) Армении.
Армянские власти, используя различные методы притеснения, по-прежнему демонстрировали свое пренебрежительное отношение к азербайджанскому населению, не скрывая, что рассматривают их второсортными жителями республики.
Ярким примером этому являются обнаруженные в архивах документы, датируемые концом 20-х - началом 30-х годов прошлого века. Это период, когда в СССР начал набирать темпы процесс коллективизации сельского хозяйства, сопровождавшийся борьбой с кулачеством. Проведение данной репрессивной акции дало удобный повод переодевшимся в коммунистическую личину армянским националистам, прикрываясь борьбой с классовым врагом, заодно свести счеты и с тюркским населением, компактно проживавшим на землях своих предков.
По данным переписи населения, проведенной в 1926 году, в Армянской ССР проживали 84 тысяч тюрков. В обзоре о политическом положении в трех республиках Южного Кавказа - Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР на 1 января 1929 года, подготовленном Главным Политическим управлением (ГПУ) при Совете Народных Комиссаров Закавказской Федерации и направленном секретарям ЦК АКП(б) А.Караеву и Л.Мирзояну 30 января 1929 года, имеются интересные сведения о положении тюркского населения в Армянской ССР. Так, в обзоре говорится о росте переселенческих настроений среди тюрков, проживающих в районе Агбаба, Лори-Памбакского, Ленинаканского, Ново-Баязетского и Эчмиадзинского уездов Армянской ССР.
Среди основных причин возникновения подобных настроений у населения указываются проблемы, связанные со школьным образованием, медицинским обслуживанием и обеспеченностью средствами сельского хозяйства. В районных партийных комитетах не хватало инструкторов-тюрков, которых заменяли армяне, слабо знающие азербайджанский язык и потому грубо обращавшиеся с местным тюркским населением. Кроме того, прибывающие из Турции в Армянскую ССР беженцы-армяне размещались не только в тюркских селениях, но и в тюркских семьях, которые вынуждены были их содержать.
В тюркские селения прибывали шовинистически настроенные армянские эмиссары, которые предлагали населению покинуть Армению, угрожая в противном случае жестокой расправой над ними
Отмечается неискренность местных армянских властей по отношению к тюркам и ведение против них дашнакской пропаганды. Как видно из обзора, в тюркские селения прибывали шовинистически настроенные армянские эмиссары, которые предлагали населению покинуть Армению, угрожая в противном случае жестокой расправой над ними. Подобные угрозы вынуждали тюрков направляться в сторону Нахчывана, а население селений Таги, Назрав и Парт Эчмиадзинского уезда готовилось переселиться на территорию Турции.
Переселенческие настроения среди тюркского населения продолжают усиливаться в связи с началом в 1930 году сплошной коллективизации сельского хозяйства. Слабость работы местных организаций, допущенные при проведении хлебозаготовок перегибы, продовольственные затруднения, неурегулированность землепользования, вкупе с традиционным национальным антагонизмом между тюркским и армянским населением значительно способствовали усилению переселенческих настроений среди тюркского населения.
Наиболее пораженными переселенческими тенденциями являлись Курдукулинский, Эчмиадзинский, Гамарлинский и Агбабинский районы
Причем, характерно, что переселенческими настроениями был охвачен значительный процент бедноты и середнячества. Как становится известно из сводки Закавказского Главного Политического Управления (ЗакГПУ) от сентября 1931 года, кроме переселившихся в июле месяце сего года 160 человек, карательными органами было выявлено еще 222 хозяйства, готовящихся к переселению в Турцию. Общее количество тюрков, готовившихся к уходу в Турцию в этих районах, достигало 500 хозяйств.
Помимо переселений в Турцию среди тюрок, проживавших в Армении, наблюдалось стремление переселиться в Нахчыванскую АССР. Как следует из оперативных сводок ЗакГПУ, "объяснялось это, прежде всего, недостаточностью внимания в отношении тюрок со стороны работников-армян. Ответственных работников среди тюрок в Армении нет. Низовые же работники слабы".
1. Село Арбат: из имеющихся 50 переселилось 40 дворов; 2. Село Чобонкара: из 90 дворов переселилось 30. Значительная часть переселившихся оседала в районах Нахчыванской ССР, граничивших с Ираном.
За июль и август 1931 года из Курдукулинского, Эчмиадзинского и Гамарлинского районов Армянской СССР переселилось в Нахчыванскую АССР 204 хозяйства. Кроме того, к переселению готовились еще 200 хозяйств. Имелись случаи переселения в Нахчыван почти половины населения сел. Так, например: 1. Село Арбат: из имеющихся 50 переселилось 40 дворов; 2. Село Чобонкара: из 90 дворов переселилось 30. Значительная часть переселившихся оседала в районах Нахчыванской ССР, граничивших с Ираном. Видимо, переселенцы, опасаясь за возможное применение против них со стороны властей репрессивных мер за самовольное оставление сел, не исключали в дальнейшем переход на территорию Южного Азербайджана.
Хотя, ко второй половине 30-х годов переселенческие настроения среди тюркского населения Армении пошли на убыль, однако в ходе кровавого террора 1937-1938 годов нависла прямая угроза физического уничтожения. Исход тюркского населения из Армении вступил в новую фазу после Второй мировой войны, пережив наиболее острые этапы в 1948-1953 и 1988-1991 годы. В 1991 году последний азербайджанец вынужден был покинуть свои исконные земли на территории нынешней Республики Армения.
Ильгар Нифталиев,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре