Армения замахнулась на Китай

В Армении, похоже, зарождается новая национальная мечта. Псевдогосударственное образование, утопающее в глубоком социально-экономическом кризисе, из которого не видится никакого выхода в условиях продолжающейся оккупации азербайджанских территорий, устремило взор надежды на Китай.

Именно эта далекая страна представляется Армении своего рода спасительной соломинкой, способной, после неудачных переговоров Еревана о спонсировании жизненно важных для него гипотетических проектов, подать "древним и многострадальным" на будущее пропитание.

Во всяком случае, такой вывод следует из итогов состоявшегося на днях визита армянского премьер-министра Овика Абрамяна в Пекин. Как сообщают армянские СМИ, китайская сторона выразила заинтересованность в обсуждении инвестиционных программ по строительству железной дороги Иран-Армения и автомагистрали Север-Юг.

То есть речь идет о проектах, финансировать которые, ввиду их бесперспективности, ранее отказались ведущие кредитные институты Запада, а главное - Россия и Иран, активно участвующие в интеграционных процессах в Кавказско-Каспийском регионе, на всем Евразийском перекрестке.

Как стало известно по завершении визита Абрамяна в Пекин, глава китайского правительства Ли Кецян поручил своим сотрудникам изучить технико-экономическое обоснование работ по строительству железной дороги Армения-Иран, объемы товаров, которые предполагается транспортировать по этой возможной транспортной магистрали. И если результаты исследования покажутся китайской стороне представляющими выгоду, то Пекин может начать финансирование проекта, оценивающегося в 3,2 млрд. долларов.

Интерес Поднебесной к проталкиваемым Арменией проектам понятен. Он зиждется на логике расширения влияния "великой мастерской мира", что называется, во всех возможных направлениях. Частью китайской стратегии является формирование так называемого экономического пояса Великого шелкового пути, к которому, собственно, изо всех сил и стремится "присосаться" Армения.

Однако способно ли это агрессивное образование, оккупировавшее территории соседнего Азербайджана и оказавшееся вследствие этого в состоянии изоляции, лишенное какой-либо эффективности в качестве транзитной страны, стать полноценным звеном евразийской интеграции?

Ответ очевиден, ввиду полнейшей невозможности примыкания Армении к представляемым для нее спасительными проектам, поскольку таковой шанс может предоставить ей исключительно Азербайджан. Без участия и поддержки Баку ни одна страна мира не сможет подключить Армению к своим великодержавным инициативам, включая и фантастически растущую в своей экономической мощи Поднебесную, "длинные руки" которой уже протянулись во все уголки нашего стремительно глобализирующегося мира.

Это уже давно поняли Россия и Иран, долгие годы дававшие Еревану надежду на вовлечение в транспортно-коммуникационные проекты Север-Юг, а затем жестоко указавшие Армении на ее жалкое место, не позволяющее осуществлять какие-либо масштабные региональные проекты посредством ее территории с выгодой для Москвы или Тегерана.

Поэтому визит Абрамяна в Пекин сопровождался не конкретными убедительными заявлениями по поводу возможного финансирования китайской стороной проталкиваемых Ереваном проектов, а пафосными заявлениями армянского премьера в типично "древнеармянском" духе - о двусторонних взаимоотношениях, "своими корнями уходящих в далекое прошлое".

Мифическое "далекое прошлое", похоже, настолько затмило для армян чувство реальности, что Ереван в измышлениях местных СМИ уже видит себя своего рода евразийскими "Васюками", возможности которых даже не снились "великому комбинатору". Армяне всерьез тешат себя иллюзией о том, что Пекин возьмется таки за строительство армяно-иранской железной дороги и тем самым обеспечит Еревану "выход в Центральную Азию и Китай".

И лишь горькие, неумолимые данные статистики свидетельствуют о подлинной, никчемной роли Армении в проектах межконтинентальной интеграции.

Согласно официальным данным, объем внешнеторгового оборота Армении за январь-июль 2015 года составил порядка 2 657,3 млн долларов, сократившись на 19,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Объем импорта, составляющего около 1 810,3 млн. долларов, зафиксировал спад на 26,7%.

Пытающимся затушевать армянские реалии местным экспертам, как, например, председателю Союза отечественных товаропроизводителей Вазгену Сафаряну, только и остается, что вешать соплеменникам очередную порцию пропагандистской лапши. Признавая тот факт, что "из-за падения рубля экспорт армянских вин и коньяка в Россию стал менее выгоден", а на европейском рынке армянская продукция вообще неконкурентноспособна, сей "мыслитель" улетает "мыслями" в ту же Поднебесную со словами: "А вот на китайском рынке наши вина и коньяк пользуются большим спросом".

Что ж, далекий и большой Китай, судя по всему, удостоился чести стать отдушиной для маленькой Армении, отчаянно мечущейся в поисках спасения от неумолимо надвигающегося коллапса ее экономики и государства.

Натиг